Лучшие певицы

Мария Кузнецова Мария Николаевна Кузнецова - русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, одна из самых знаменитых певиц дореволюционной России. Ведущая солистка Мариинского театра, участница "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Работала с Н.А.Римским-Корсаковым, Рихардом Штраусом, Жюлем Массне, пела в паре с Федором Шаляпиным и Леонидом Собиновым. Покинув Россию после 1917 года, продолжала успешно выступать заграницей. Мария Николаевна Кузнецова родилась в 1880 году в Одессе. Мария росла в творческой и интеллектуальной атмосфере, её отец Николай Кузнецов был художником, а мать происходила из семьи Мечниковых, дядями Марии были Нобелевский лауреат биолог Илья Мечников и социолог Лев Мечников. В доме Кузнецовых бывал Пётр Ильич Чайковский, который обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни, с детства Мария мечтала стать актрисой.
Родители отдали её в гимназию в Швейцарии, вернувшись в Россию, она обучалась балету в Санкт-Петербурге, но отказалась от танцев и стала учиться вокалу у итальянского педагога Марти, а позже у баритона и её партнёра по сцене И.В.Тартакова. Все отмечали её чистое красивое лирическое сопрано, заметный талант актрисы и женскую красоту. Игорь Федорович Стравинский описал её как "...драматическое сопрано, которую можно было лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом". В 1904 году Мария Кузнецова дебютировала на сцене Санкт-Петербургской консерватории в роли Татьяны в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского, на сцене Мариинского театра - в 1905 году в партии Маргариты в "Фаусте" Ш.Гуно. Солисткой Мариинского театра, с небольшим перерывом, Кузнецова оставалась до революции 1917 года. В 1905 году в Петербурге вышли две грампластинки с записью её выступлений, а всего за свою творческую карьеру она сделала 36 записей. Однажды, в 1905 году, вскоре после дебюта Кузнецовой в Мариинском, во время её выступления в театре вспыхнула ссора между студентами и офицерами, обстановка в стране была революционной и в театре началась паника. Мария Кузнецова прервала арию Эльзы из "Лоэнгрина" Р.Вагнера и спокойно запела русский гимн "Боже, Царя Храни", бузотёры были вынуждены прекратить ссору и публика успокоилась, спектакль продолжился. Первым мужем Марии Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, из известной династии российских архитекторов, художников, историков Бенуа. В расцвете карьеры Мария была известна под двойной фамилией Кузнецова-Бенуа. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем – за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жуля Массне. На протяжении своей карьеры Кузнецова-Бенуа участвовала во многих европейских оперных премьерах, включая партии Февронии в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова и Клеопатры из одноимённой оперы Ж.Массне, которую композитор написал специально для неё. А также на русской сцене представила впервые роли Вогдолины в "Золоте Рейна" Р.Вагнера, Чио-Чио-сан в "Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини и многие другие. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала по городам России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США и других стран. Среди её лучших ролей: Антонида ("Жизнь за царя" М.Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Ольга ("Русалка" А.Даргомыжского), Маша ("Дубровский" Э.Направника), Оксана ("Черевички" П.Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Купава ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно), Кармен ("Кармен" Ж.Бизе), Манон Леско ("Манон" Ж.Массне), Виолетта ("Травиата" Дж.Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р.Вагнера) и др. В 1914 году Кузнецова временно оставила Мариинский театр и совместно с "Русским балетом" Сергея Дягилева выступала в Париже и Лондоне в качестве балерины, а также частично спонсировала их выступление. Она танцевала в балете "Легенда об Иосифе" Рихарда Штрауса, балет был подготовлен звёздами своего времени - композитор и дирижер Рихард Штраус, постановщик Сергей Дягилев, хореограф Михаил Фокин, костюмы и декорации Лев Бакст, ведуший танцор Леонид Мясин. Это была важная роль и хорошая компания, но с самого начала постановка столкнулась с некоторыми трудностями: для репетиций было немного времени, Штраус был в дурном настроении, так как приглашенные балерины Ида Рубинштейн и Лидия Соколова отказались от участия, также Штраус не любил работать с французскими музыкантами и постоянно ругался с оркестром, а Дягилев всё еще переживал из-за ухода из труппы танцора Вацлава Нижинского. Несмотря на проблемы за кулисами балет успешно дебютировал в Лондоне и Париже. В дополнение к пробам своих сил в балете Кузнецова осуществила несколько оперных выступлений, в том числе в постановке Бородина "Князь Игорь" в Лондоне. После революции в 1918 году Мария Кузнецова выехала из России, как подобает актрисе, она сделала это драматически красиво - в одежде юнги скрывалась на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. Она стала оперной певицей в Стокгольмской опере, потом в Копенгагене, а затем в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне. Всё это время она постоянно приезжала в Париж, и в 1921 году окончательно осела в Париже, который стал её вторым творческим домом. В 1920-х годах Кузнецова ставила частные концерты, где она пела русские, французские, испанские и цыганские песни, романсы и оперы. На этих концертах она часто танцевала испанские народные танцы и фламенко. Некоторые её концерты были благотворительными в помощь нуждающейся русской эмиграции. Она стала звездой парижского оперы, быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. "Цвет общества", министры и промышленники толпились в её передней. В дополнение к частным концертам она часто работала солисткой многих оперных театров Европы, в том числе в Ковент-Гардене и в Парижской опере и "Опере комик". В 1927 году Мария Кузнецова с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем организовали частную компанию "Русская опера" в Париже, куда пригласили многих оперных русских певцов, покинувших Россию. "Русская опера" ставила "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Сорочинскую ярмарку" и другие оперы и балеты русских композиторов и выступала в Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Милане и в далёком Буэнос-Айресе. "Русская опера" просуществовала до 1933 года, после этого Мария Кузнецова стала меньше давать выступлений. Мария Кузнецова умерла 25 апреля 1966 в Париже, Франция.
Ирина Архипова Ирина Константиновна Архипова - советская и российская оперная певица, меццо-сопрано, солистка Большого театра (1956-1988), народная артистка СССР (1966), кавалер ордена Ленина (1971, 1976, 1985), лауреат Ленинской премии (1978), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии России (1996). Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Уже в восемь лет поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться там не смогла. Позже Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Во время Великой Отечественной Войны с семьей была эвакуирована в Ташкент, где поступила в Московский архитектурный институт, который там же находился в эвакуации. После окончания учебы работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно вокальные занятия с Н.М. Малышевой, а позже  учеба в Московской консерватории в классе пения Л.Ф.Савранского. В 1953 году окончила консерваторию.
В 1954-1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета.  В 1956-1988 годах - солистка Большого театра. Исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.   С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия ,  Болгария ,  США ,  Япония ,  Франция ,  Канада ). 
В 1967 и в 1971  годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек). С 1975 года преподает в Московской консерватории, с 1984 года  - профессор .  В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса».  В 1966 году приглашена в жюри Конкурса имени П.И.Чайковского, а с 1967 является неизменным председателем жюри Конкурса имени М.И.Глинки. С того времени входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе «вердиевской голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене . С 1974 года (за исключением 1994) была бессменным председателем жюри Конкурса имени П.И.Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Паллада Бюль-Бюль Оглы Ирина Архипова возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения. С 1986 года И.К.Архипова - председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года - председатель Фонда Ирины Архиповой. Почетный доктор Национальной академии музыки имени Музическу Республики Молдова (1998), президент Общества дружбы «Россия - Узбекистан». Была депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1991).  Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени "Я"» (2005).  Муж певицы - народный артист СССР Владислав Пьявко . Сын - Андрей. Правнучка - Ирина. 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
Аня Хартерос Аня Хартерос (Anja Harteros) - немецкая оперная певица, сопрано.  Аня Хартерос родилась 23 июля 1972 года в городе Бергнойштадте в земле Северный Рейн-Вестфалия. Отец - грек, мать - немка. В детстве ходила в местную музыкальную школу, где училась играть на блок-флейте и скрипке, старший преподаватель обратил внимание на её значительные возможности в пении и посоветовал ей заняться профессиональным вокальным обучением. В 14 лет она переехала в соседний, более крупный город Гуммерсбах и одновременно с общим образованием стала брать уроки вокала у Астрид Губер-Аулманн. Первое, ещё непрофессиональное оперное выступление Ани Хартерос состоялось в школе, она исполнила партию Церлины в "Дон Жуане" в концертном варианте. В 1990 году она стала дополнительно заниматься с дирижером Кёльнской оперы и репетитором Вольфгангом Касторпом, а в следующем году поступила в Высшую школу музыки в Кёльне. Её первый учитель Губер-Аулманн продолжала заниматься с Аней до 1996 года и сопровождала её в концертных турах в США и Россию в 1993 и 1994 годах. Первый профессиональный оперный дебют состоялся в 1995 году, когда Аня была еще студенткой музыкального института, в партии Сервилии из "Милосердия Тита" в Кёльне, затем была Гретель из "Гензель и Гретель" Хумпердинка. После выпускных экзаменов в 1996 году Аня Хартерос получила постоянное место в оперном театре в Бонне, где стала выступать в более сложном и разнообразном репертуаре, в том числе исполняя роли Графини, Фьордилиджи, Мими, Агаты, и где работает до сих пор.
Летом 1999 года, Аня Хартерос победила на Всемирном конкурсе исполнителей BBC в Кардиффе, эта победа привела к многочисленным приглашениям для проведения концертов и гастролей. Это было крупным прорывом для её карьеры. С тех пор Аня Хартерос выступает на всех ведущих национальных и международных оперных сценах, в том числе в Вене, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Милане, Токио, Франкфурте, Лионе, Амстердаме, Дрездене, Гамбурге, Мюнхене, Кельне и др. Она также постоянно дает сольные концерты по всей Германии, а также в Бостоне, Флоренции, Лондоне, Эдинбурге, Виченце и Тель-Авиве. Выступала на Эдинбургском, Зальцбургском, Мюнхенском фестивалях. В её репертуаре собраны все ведущие партии сопрано, в том числе роли Мими ("Богема"), Дездемоны ("Отелло"), Микаэлы ("Кармен"), Евы ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Елизаветы ("Тангейзер"), Фьордилиджи ("Так поступают все"), Графини ("Свадьба Фигаро"), Арабеллы ("Арабелла"), Виолетты ("Травиата"), Амелии ("Симон Бокканегра"), Агаты ("Волшебный стрелок"), Фрейи ("Золото Рейна"), Донны Анны ("Дон Жуан") и многие другие. С каждым годом популярность Ани Хартерос неуклонно растёт и она уже давно входит в число ведущих мировых оперных певиц современности, особенно в Германии. Отмечена многими наградами, в том числе "Каммерзенгерин" Баварской оперы (2007), "Певица года" по оценке журнала Opernwelt (2009), Кёльнская оперная премия (2010) и др. Её график выступлений плотно расписан на ближайшие годы. Однако благодаря её сдержанному характеру и спокойной, слегка старомодной концепции художественного и профессионального развития певца (без громких рекламных кампаний и мощной группы поддержки), она известна в основном только любителям оперы.  

Лучшие оперные театры

Театро Реджио (Королевский театр) (Турин) Театро Реджио (Королевский театр) (Турин) Театро Реджио ("Королевский театр") - оперный театр в Турине. Один из старейших и самых престижных театров Италии. Построен в 1740 году, был уничтожен пожаром в 1936 и восстановлен в 1973 году. Театральный сезон длиться с октября по июнь с постановкой 8-9 опер и от 5 до 12 представлений каждой из них. До середины 18-го века в Турине не было как такового специализированного оперного театра, оперные спектали проводились в различных других театрах или на открытых площадках. В 1713 году герцог Витторио Амедео II Савойский поручил известному архитектору Филиппо Ювара спроектировать и построить новый большой оперный театр, как часть общих преобразований исторического центра Турина. Однако его намерение исполнилось только в 1738 году когда новый герцог Карло Эмануэле III Савойский решил поручить осуществление этого проекта архитектору Бенедетто Альфьери, с требованием разработать очень престижный театр. "Театро Реджио" в Турине был построен в рекордно короткий срок в два года и открыт 26 декабря 1740. Это был роскошный зал в пять ярусов с общим количеством мест - 2500. Ежегодно к открытию сезона специально для театра сочинялись две оперы-серия.
С 1792 по 1798 театр был закрыт. После повторного открытия в 1798 во время Наполеоновских войн и французской окупацией Турина, театр был переименован в "Национальный театр", затем в "Большй театр Искусств" и в 1804 в "Императорский театр". Репертуар театра подвергся изменению и был адаптирован под французские вкусы. Император Наполеон три раза посещал его. В 1814 году театр вернулся во владение герцогов Савойских и вернул себе старое название - "Королевский театр". В 1870 году он стал муниципальным театром. И хотя Турин не мог поспорить оперной славой с Миланом, Венецией или Римом, тем не менее в театре работали многие известные композиторы. В 1895-1898 годах главным дирижером театра был Артуро Тосканини, при его руководстве прошло несколько итальянских премьер Рихарда Вагнера. В 1905 году театр был реконструирован, убраны 4 и 5 ярусы, расширен амфитеатор. Помимо Тосканини и Вагнера в театре работали и другие важные композиторы - Джакомо Пуччини и Рихард Штраусс провели несколько премьер своих опер в "Театро Реджио". Во время Первой мировой войны театр был закрыт несколько лет и открылся в 1919. В ночь на 8 и 9 февраля 1936 года весь театр, кроме фасада, был разрушен сильным пожаром, и ушло почти сорок лет на его восстановление. После пожара объявлялось несколько конкурсов на восстановление "Театро Реджио". В 1965 году городская администрация доверила работу архитекторам Карло Моллино и Марчелло Завелани Росси. Работы начались в начале сентября 1967 года и были завершены в начале 1973 года. Новый "Театро Реджио" с потрясающим современным дизайном интерьера, скрытым за историческим фасадом, был открыт 10 апреля 1973 года. Новый зал имеет 1750 мест. Театр играет важную роль в современной культурной жизни Турина, помимо опер и балетов, он предоставляет площади для широкого спектра артистических искусств и является центром художественной и культурной жизни в Турине и не только.
Донецкий театр оперы и балета Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко - оперный театр в Донецке, Украина. Был создан в 1932 году в городе Луганск на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины. В документах Наркомпроса Украины предлагается с 15 марта 1932 года передать Передвижную оперу в распоряжение Донецкого театрального треста для постоянного обслуживания населения Донбасса. 1 сентября 1932 г. оперой А. Бородина "Князь Игорь” был открыт первый театральный сезон. Художественным руководителем и режиссером театра был заслуженный артист республики Николай Николаевич Боголюбов, музыкальным руководителем и главным дирижером театра был заслуженный артист республики Александр Гаврилович Ерофеев. В театре работали: дирижер Макс Купер, режиссер Александр Здиховский , балетмейстер Марк Цейтлин, художники - Олесь Власюк, Эдуард Ляхович. В репертуаре театра 1935 года: "Пиковая дама”, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Кармен” Ж. Бизе, "Фауст” Ш. Гуно, "Риголетто”, "Травиата", "Аида” Дж. Верди, "Мадам Баттерфляй” Дж. Пуччини, "Паяцы” Р. Леонкавалло, "Севильский цирюльник” Дж. Россини, "Запорожец за Дунаем” С. Гулак-Артемовского, "Сказки Гофмана” Ж.Оффенбаха; балеты: "Раймонда", "Красный мак"  Р. Глиэра,  "Ференджи”  Б. Яновского. В составе театра было 40 артистов хора, 45 артистов балета, 45 артистов оркестра, 3 состава солистов. Всего в театре работало 225 человек.
К 1940 году определилась группа талантливых мастеров оперной сцены: дирижеры Е.М. Шехтман, А.Ф. Ковальский; режиссер А.А. Здиховский, художник Э.И. Ляхович, П.И. Злочевский. Первыми исполнителями, которые принесли славу театру, были Юрий Сабинин, Надежда Лотоцкая, Александр Мартыненко, Павел Никитенко, Тамара Собецкая, Тамара Подольская и др. В 1936 году в г. Донецке начинается строительство театра. Главным архитектором строительства назначен Людвиг Иванович Котовский, главным инженером Соломон Давидович Кроль. 12 апреля 1941 г. Донецкий музыкальный театр открывает свой сезон в новом театральном здании, сооруженном по проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского, премьерой оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин” (постановщики: режиссеры  И.М. Лапицкий, Я.С. Пресман, дирижер А.Ф. Ковальский, художник Э.И. Ляхович). Сегодня здание театра является памятником архитектуры. Первым директором и художественным руководителем театра был выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Йосиф Лапицкий. Первые артисты прибыли в Донецкий театр из Москвы, Ленинграда, Киева, Луганска и Винницы. В состав оркестра вошли лучшие музыканты Луганского и Винницкого театров оперы и балета, Сталинской областной филармонии. С первых дней организации коллектива проводилась работа со зрителем: выездные спектакли, беседы, концерты. Осуществлялись новые постановки оперных и балетных спектаклей. В репертуарную афишу 1941 года были включены: опера Ш. Гуно "Фауст", премьера состоялась 4 мая 1941 г., опера Р. Леонкавалло "Паяцы", премьера - 22 мая, опера Дж. Россини "Севильский цирюльник", премьера - в июне. 7 августа 1941 г. состоялась премьера первого балетного спектакля "Лауренсия” А. Крейна. Партию Лауренсии танцевала Нина Гончарова, позже заслуженная артистка Украины. В период Великой Отечественной войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизскую республику (с. Сазановка), а в июне 1942 года переехал в г. Пржевальск, где продолжал работать над созданием новых спектаклей и проводил концертную деятельность в воинских частях и госпиталях. В апреле 1944 года театр возвращается из эвакуации. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина "Князь Игорь". "Половецкие пляски" в опере поставил балетмейстер Большого театра, заслуженный артист республики Касьян Голейзовский. Театр становится центром музыкальной культуры Донецкого края, сценой для украинского и зарубежного, классического и современного, оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей. В 1946 году при театре организована хореографическая студия, которую возглавила Клавдия Васина (солистка балета Национальной оперы Украины). Благодаря этой студии Донецкая труппа пополнялась молодыми артистами, что способствовало постановке балетных спектаклей. Значительных успехов добилась балетная труппа театра под руководством главного балетмейстера театра А.П. Гирмана. В 1947 г. состоялись первые балетные спектакли - балет Б. Асафьева "Бахчисарайский фонтан”, который 38 лет был в репертуаре театра, и "Лилея” К. Данькевича. В 1948 г. состоялась премьера балета П. Чайковского "Лебединое озеро”. В сентябре 1947 года Донецкий русский музыкальный театр был переименован в Сталинский государственный русский театр оперы и балета. В 1961 году переименован в Донецкий государственный русский театр оперы и балета. В творческих кругах бывшего СССР Донецкий театр называли „лабораторией современной оперы”. Большая заслуга в этом главного режиссера театра, народного артиста Украины Александра Афанасьевича Здиховского, который за годы своей работы в театре поставил более 70 оперных и музыкальных спектаклей. Впервые на Украине, именно на сцене Донецкого театра оперы и балета поставлены оперы: "Обручение в монастыре”, "Семен Котко” С. Прокофьева, "Дон Жуан” В.А. Моцарта, "Андре Шенье” У. Джордано, "Ярослав Мудрый” Ю. Мейтуса и др. Донецкий театр оперы и балета одним из первых на Украине обратился к произведениям современных украинских композиторов, осуществив постановку спектаклей "Сорочинская ярмарка”, "Оксана” по мотивам поэмы Т. Шевченко, "Слипа”, "Наймичка” В. Гомоляки, "Маруся Богуславка" А. Свешникова, "Лисова песня” Н. Скорульской, "Незраджена любов” Л. Колодуба, "Катерина” Н. Аркаса, "Лилея” К. Данькевича, "Запорожец за Дунаем” С. Гулак-Артемовского, "Наталка Полтавка” Н. Лысенко. На сцене Донецкого театра были поставлены спектакли компорзиторов национальных республик: "Шуралле” Ф. Яруллина, "Кето и Коте” В. Думбадзе, "Спартак” А. Хачатуряна, "Тысяча и одна ночь” Ф. Амирова и др. Славу и гордость театра в разные годы составляли прославленные артисты: Ю. Сабинин, Е. Горчакова, Т. Подольская, А. Колобов, А. Галенкин, Ю. Гуляев, А. Коробейченко, Н Момот, В. Землянский, Г. Каликин, Р. Колесник, М. Веденева, А. Бойцов, режиссер - А. Здиховский, художники - В. Московченко, Б. Купенко, В. Спевякин; дирижер - Т. Микитка, а на сцене Донецкого театра в разные годы танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, К. Шульженко, А. Соловьяненко и мн. другие. 2 ноября 1977 года театру было присвоено звание "академический". В 1992 году при театре была создана школа хореографического мастерства Вадима Писарева. Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 года театру было присвоено имя А. Б. Соловьяненко. С 1993 года в театре проводится международный фестиваль «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является Вадим Писарев, народный артист Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне. Сейчас Вадим Писарев является художественным руководителем театра и сосредоточен на традициях и постановках классического балета. За эти годы в фестивале приняли участие около 300 сильнейших танцовщиков из 25-ти стран мира. В ноябре 2009 года состоялся XVI Международный фестиваль "Звезды мирового балета". В 2009 году в театре состоялся VI Международный фестиваль детских балетных спектаклей "Гран Па" - самый молодой и единственный на Украине. Созданный усилиями дирекции театра, "Гран Па" уже имеет свою историю и своих поклонников. В фестивале принимают участие воспитанники разных хореографических школ с Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня в балетной труппе театра работают уже признанные мастера и талантливая молодежь, завоевавшая признание на международных конкурсах артистов балета. С коллективом артистов работают талантливые и опытные педагоги-репетиторы: главный балетмейстер театра народная артистка Украины Е. Хасянова, народная артистка Украины Г. Кириллина, заслуженная артистка Украины Е. Огурцова. С оперным и балетным искусством Донецкого театра оперы и балета знакомы зрители многих городов и республик бывшего Советского Союза, а также за рубежом: Германии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Швеции, Австрии, Норвегии. Балетная труппа театра приглашается на гастроли в США, Англию, Японию, Китай, Корею; оперная труппа, симфонический оркестр и хор - в Италию, Испанию, Швейцарию. Хор театра под руководством главного хормейстера театра народной артистки Украины Людмилы Стрельцовой, кроме участия в гастролях театра неоднократно гастролировал с большой концертной программой, включающей произведения мировой хоровой классики, в Испании, Швейцарии, Бельгии, Франции и др. Сегодня хор театра признан одним из лучших на Украине. В репертуаре театра спектакли, которых нет ни в одном другом оперном театре Украины: "Богдан Хмельницкий” К. Данькевича, "Фальстаф”, "Любовный напиток” Г. Доницетти. В 2009 году театру был присвоен статус "национального". Здание театра. Театр построен по проекту архитектора Л. Котовского, который стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений. Переработав ренессансовые приемы композиции, построенной на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, здание театра увенчано барельефами и объемной скульптурой, которые подчеркивают и завершают основной архитектурный замысел. Здание театра было вначале запроектировано для драматических постановок. После постановления о создании музыкального театра понадобилось внесение в процессе строительства ряда корректив в отдельные планировочные решения. Архитектура театра решена в классическом стиле. Главный фасад с лоджией обращен на театральную площадь. Высота фасада со стороны площади около 30 метров. Здание расположено по оси проспекта Театрального, между улицей Артема и бульваром Пушкина. Площадь и лестница организуют удобный подход к театру с трех сторон.  Зрительный зал, фойе, потолки и стены театра пышно декорированы лепкой и соответствующей легкой позолотой. В отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, писателей и декоративные вазы. Зрительный зал решен в виде партера на 650 мест и бельэтажа на 320 посадочных мест, с небольшими балконами. Над бельэтажем и балконами зрительного зала в нишах установлены бюсты выдающихся композиторов и поэтов. Форма построения рядов мест в партере и на бельэтаже такова, что обеспечивает хорошую видимость. В центре потолка зала - большая хрустальная люстра. Театр имеет механизированную сцену, площадь основной сцены 560 кв. м. В 1989-1994 гг. в театре велись работы по реконструкции и выборочному капитальному ремонту.   Источник: официальный сайт театра
Большой театр Бордо Большой театр Бордо (Гранд театр де Бордо, Франция) был открыт 17 апреля 1780 года премьерой «Афалии» Расина. Театральное здание было построено на площади Комедии. Именно в этом театре молодой Мариус Петипа поставил некоторые из своих первых балетов. Театр был построен по проекту архитектора Виктора Луи (1731-1800), выигравшему знаменитый Гран-при Рима. Луи также проектировал галереи, окружающие сады Пале-Рояль, и театр Комеди-Франсез в Париже. Сооружение здания Большого театра Бордо с залом на 1000 мест происходило с 1773 по 1780 год. Большой театр Бордо был задуман как храм искусств и света, с неоклассическим фасадом, наделенным портиком из 12 колоссальных колонн коринфского стиля, поддерживающих антаблемент, на котором стоят 12 статуй, представляющих девять муз и трех богинь (Юнона, Венера и Минерва). Высота здания – 88 метров. В 1871 году театр был на короткое время местом заседаний французского парламента.
Внутреннее убранство театра было восстановлено в 1991 году, был в значительной степени переделан зрительный зал, оригинальные цвета его интерьера голубой, белый и золотой. Фасады здания были отреставрированы и оснащены подсветкой. Сегодня театр является домом для Национальной оперы Бордо, а также Национального балета Бордо. Также часто в нем проводятся симфонические концерты в исполнении Национального оркестра Бордо и Аквитании. Гран театр де Бордо считается одним из красивейших французских театров.

Конкурсы вокалистов

Международный конкурс имени П.И.Чайковского Международный конкурс имени П.И.Чайковского - международный музыкальный конкурс, один из наиболее масштабных и значимых в мире. Проводится раз в четыре года в России. Дисциплины конкурса: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины и женщины). В 2011 году проходит 14 (XIV) конкурс. Дисциплины конкурса: фортепианао для пианистов, скрипачей, виолончелистов в возрасте от 16 до 30 лет и певцов от 19 до 32 лет.  В 2011 году конкурс проходит в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге в период с 14 июня по 2 июля 2011 года (сольное пение с 22 по 29 июня). Дисциплины фортепиано и виолончель в Москве, скрипка и пение в Санкт-Петербурге. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Председателем конкурса является Валерий Гергиев. В XIV конкурсе впервые будет применена новая система голосования "Гармоничная оценка", призванная обеспечить объективный результат и уменьшить влияние отдельного члена жюри. Ещё одно новшество, введенное с 2011 года, то, что обязательно будут награды за первое место. Международный конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года. Первый состоялся в 1958 году и включал две дисциплины - фортепиано и скрипка. Начиная со второго конкурса, в 1962 году, была добавлена виолончель, в третьем конкурсе в 1966 в программу соревнования включили сольное пение.
Международный конкурс имени П.И.Чайковского уже на протяжении полувека является одним из наиболее масштабных и значимых в мире, во многом определяющим вектор развития музыкального исполнительского искусства. За этот период конкурс завоевал высокий международный авторитет, и рассматривается молодыми музыкантами как высочайшая оценка их исполнительского мастерства. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий в стране. Главная цель музыкального состязания - выявление новых талантов. На протяжении 50 лет конкурс открывал миру имена лучших музыкантов советской и российской исполнительской школы, давал старт яркой карьере многих зарубежных исполнителей. Художественные традиции, заложенные музыкантами старшего поколения, среди которых Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Нейгауз, Т. Хренников, Г. Свиридов, дали возможность многим представителям творческой молодежи из разных стран получить правильное направление в дальнейшем совершенствовании своего мастерства, стать звездами мирового музыкального искусства. Среди них - пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, виолончелисты Давид Герингас, Наталия Шаховская, Наталия Гутман, Натаниэль Розен, Антонио Менезес, Марио Брунелло, певцы Елена Образцова, Дебора Войт, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Паата Бурчуладзе и другие. Состав жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, H. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона, К. Цекки, Д. Шафрана, М. Ростроповича, И. Архиповой, Э. Журдан-Моранж и многих других выдающихся музыкантов из разных стран. Призовой фонд XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского. По результатам конкурса будут вручены 5 премий пианистам, 5 премий скрипачам, 5 премий виолончелистам, 4 премии певцам и 4 премии певицам. А также выступления победителей с Симфоническим оркестром Мариинского театра и Лондонским симфоническим оркестром. - I премия - 20 000 евро и Золотая медаль; - II премия - 15 000 евро и Серебряная медаль; - III премия - 10 000 евро и Бронзовая медаль; - IV премия - 5 000 евро и Диплом; - V премия - 3 000 евро и Диплом; - Гран-при - 10 000 евро дополнительно к сумме I премии. Дополнительные вознаграждения:  - лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во Втором туре - 2 000 евро и Диплом;  - лучшее исполнение специально написанного к Конкурсу произведения во Втором туре - 2 000 евро и Диплом;  - два лучших участника конкурса по каждой специальности, не прошедшие в Третий тур, награждаются дипломами и поощрительной премией в размере 1000 евро. В состав жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (сольное пение) вошли хорошо известные и уважаемые артисты: Ильдар Абдразаков (Россия) Владимир Атлантов (Россия) Тереса Берганса (Испания) Ольга Бородина (Россия) Илеана Котрубаш (Румыния) Ферруччо Фурланетто (Италия) Райна Кабаиванска (Болгария) Елена Образцова (Россия) Рената Скотто (Италия)  
I Минский международный Рождественский конкурс вокалистов Положение о I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов I. Общие положения 1. I Минский международный Рождественский конкурс вокалистов (далее – конкурс) организует государственное театрально-зрелищное учреждение “Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь” (Большой театр Беларуси).
Competizione dell’Opera (Оперный конкурс) Международный оперный конкурс «Competizione dell`Opera» За последние 14 лет "Оперный конкурс" (Competizione dell`Opera) стал одним из крупнейших вокальных конкурсов в мире. Это единственный певческий конкурс, чей репертуар включает в себя всё богатство итальянской оперы, от изысканных мелодий старинной музыки до стилистических экспериментов XX века. Конкурс ведёт свою историю с 1996 года, когда профессор Герман Рауэ, в то время президент гамбургской высшей школы музыки и театра, организовал Оперный конкурс “I Cestelli”. Директором конкурса стал Ганс-Йоахим Фрай. Начиная с 2001 года, конкурс проводится в Дрездене, и культурное значение этого события простирается далеко за пределы города на Эльбе на весь музыкальный мир. в 2011 году Россия отмечает год Итальянской культуры, и в рамках международного сотрудничества между Дрезденом и Москвой "Оперный конкурс" открывает новые горизонты: впервые в его истории финальный и полуфинальный туры будут проходить в Москве, в Большом театре, с 12 по 18 сентября 2011, под патронажем Премьер-министра России В.В.Путина. С начала апреля руководители конкурса будут путешествовать по Европе, России, США, Азии и Латинской Америке в поисках выдающихся талантов. Помогать им в этой задаче станут делегации высокопоставленных представителей культуры и бизнеса. Прослушивания будут проводиться в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Мехико, Сантьяго, Буэнос-Айресе, Сеуле, Шанхае и Пекине, а также в ключевых оперных городах мира – Нью-Йорке, Цюрихе и Вене
. В сентябре 2011 года десять финалистов, стоя на одной из красивейших оперных сцен мира, предстанут перед жюри, состоящим из выдающихся оперных режиссёров, певцов, директоров фестивалей, влиятельных представителей музыкальных агентств и мира прессы. молодые и талантливые певцы получат возможность показать себя перед исключительным по своему составу жюри, которое обеспечит им все шансы на успешную международную карьеру. Состав жюри, выгодные специальные призы и концерт финалистов в большом театре делают конкурс уникальным событием на международной вокальной арене. Призы конкурса: Первый приз EUR 10.000 второй приз EUR 6.000 Третий приз EUR 4.000 Приз зрительских симпатий EUR 3.000 Специальные призы: Участники выборочно будут приглашаться для выступления на сцене: - Немецкая опера на Рейне (Дюссельдорф) - Немецкая опера (Берлин) - Большой театр (Москва) - Оперный театр Лисеу (Барселона) - Польская национальная опера (Варшава) - латвийская национальная опера (Рига) - Театр Эрфурта; Международный оперный журналы OPERNWELT и ORPHEUS INTERNАTIONАL дарят каждому лауреату бесплатную годовую подписку. Дрезденский бал предлагает одному лауреату возможность специального продвижения и выступление в качестве «молодой звезды» на ежегодном балу в Дрезденской опере перед многотысячной аудиторией в январе 2012 года. Выступление будет транслироваться по телевидению в прямом эфире. Конкурс открыт для певцов из всех стран, которые учатся, учились или поступили на обучение в музыкальный колледж, консерваторию или иное музыкальное учебное заведение. Певцы, обучавшиеся частным образом, для участия в конкурсе должны представить доказательства своей квалификации. Координаторы конкурса принимают решение о допуске после изучения представленных документов. Лауреаты оперного конкурса «I Cestelli» 1996 или 1998 гг. или одного из Оперных конкурсов 2001-2010 гг. к участию не допускаются. Возрастной ценз: для женщин – дата рождения от 1 января 1980; для мужчин – от 1 января 1978. Конкурс состоит из предварительных прослушиваний, полуфинала и финала. Финал проводится в виде публичного концерта с оркестровым аккомпанементом. Каждый певец обязан пройти прослушивание. Прослушивания проходят в следующих городах: Сеул - 8 марта Сантьяго - 5 апреля Буэнос-Айрес - 7 апреля Мехико - 9 апреля Сан-Франциско - 11 апреля Хьюстон - 13 апреля Барселона - 3 мая Милан - 5 мая Вена - 6 мая Цюрих - 7 мая Варшава - 10 мая Рига - 11 мая Лондон - 17 мая Москва - 19-20 мая Минск - 21-22 мая Киев - 23-24 мая Ереван - 26-27 мая Улан-Удэ - 30 мая Ростов-на-Дону - 4-5 июня Екатеринбург - 6 июня Санкт-Петербург - 26 июня Мюнхен - 4 июля Дрезден - 8 июля Москва - 9 сентября В некоторых городах сроки регистрации устанавливаются отдельно. Если певец по уважительной причине не может принять участие в прослушивании, координаторы конкурса могут разрешить ему принять участие в дополнительном прослушивании, которое будет проводиться в Москве перед полуфиналом. Полуфинал пройдет с 12 по 14 сентября 2011 г. в Большом театре. Финал и гала-концерт - 17 и 18 сентября 2011 г. соответственно. Анкеты-заявки на участие можно присылать по адресу: Competizione dell’Opera Schuetzenplatz 14 01067 Dresden Тел.: +49 0351 205 87 873 Факс: +49 0351 205 87 875 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // Каждый участник должен подготовить наизусть шесть арий на итальянском языке в оригинальной тональности: 1. Четыре арии из списка обязательных. 2. Две арии из любой итальянской оперы по собственному выбору. Все арии должны быть из разных опер. Если выбранные арии отсутствуют в списке обязательных, участник должен приложить нотный текст к анкете на участие. После этого менять выбранные арии нельзя.  

Интересная информация

Самые оперные города мира в сезоне 2009/10 Количество оперных спектаклей по городам в сезоне 2009-10 гг.. Самым оперным городом является Вена. В топ-100 самых оперных городов городов вошли 47 немецких (почти половина), Россия представлена 3-мя городами - Москва (4), Екатеринбург (42) и Новосибирск (96). Санкт-Петербург расположился на 120 месте среди самых оперных городов мира.                     Общее количество оперных спектаклей по городам (самые оперные города)   № п/п Город Страна кол-во спектаклей население (млн.) 1 Вена Австрия 617 2.30 2 Берлин Германия 521 3.44 3 Лондон Великобритания 491 8.28 4 Москва Россия 427 11.55 5 Гамбург Германия 379 1.77 6 Нью-Йорк США 357 18.22 7 Париж Франция 352 2.50 8 Прага Чехия 322 1.25 9 Дрезден Германия 317 0.78 10 Мюнхен Германия 306 1.51 11 Будапешт Венгрия 268 1.72 12 Цюрих Швейцария 259 0.37 13 Стокгольм Швеция 220 1.95 14 Мадрид Испания 215 3.27 15 Франкфурт Германия 211 1.50 16 Сидней Австралия 197 4.50 17 Копенгаген Дания 193 1.18 18 Кёльн Германия 191 1.02 19 Штутгарт Германия 180 0.60 20 Лейпциг Германия 179 0.52                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Самые оперные страны сезона 2009/10 Общее количество оперных выступлений по странам для сезона 2009/10. В скобках население стран в миллионах. В сезоне 2009/10 прошло около 23000* выступления, Германия бесспорный лидер, на её долю пришлось около трети всех мировых спектаклей.     Общее количество оперных выступлений по странам:   № п/п Страна кол-во выступлений население (млн.) 1 Германия 7892 81.758 2 США 1935 308.746 3 Австрия 1426 8.356 4 Франция 1261 65.822 5 Италия 1206 60.419 6 Великобритания 1120  62.042 7 Швейцария 805 7.786 8 Испания 687 46.030 9 Польша 680  38.192 10 Россия 671 141.927 11 Чехия 553 10.675  12 Швеция 430 9.354 13 Венгрия 384 10.000  14 Австралия 374 22.560  15 Бельгия 284 10.828 16 Нидерланды 250 16.648 17 Дания 248 5.558 18 Словакия 213 5.430 19 Канада 207 34.352 20 Финляндия 176 5.375             *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.    
Самые популярные оперы Самые популярные оперы в мире За пять прошедших сезонов 2005/06 - 2009/10 прошло более 100000 оперных представлений, были поставлены 2156 различных опер, более 300 (каждая седьмая) являлась премьерой.   Лидеры, "Волшебная флейта" и "Травиата", исполнялись практически одинаковое количество раз. В первой сотне самых популярных опер только два произведения, созданные композиторами 20-го века,  "Леди Макбет" Д.Д.Шостаковича  и "Поворот винта" Б.Бриттена.
В число 200 самых популярных опер вошли две работы ныне живущих композиторов - "Дневник Анны Франк" Г. Фрид и "Мертвец идёт" Дж. Хегги.         Самые популярные (исполняемые) оперы за 5 последних лет. № п/п Опера Композитор кол-во спектаклей 1 Волшебная флейта Вольфганг Амадей Моцарт  451 2 Травиата Джузеппе Верди  447 3 Кармен Жорж Бизе 424 4 Богема Джакомо Пуччини 420 5 Свадьба Фигаро Вольфганг Амадей Моцарт  399 6 Тоска Джакомо Пуччини 379 7 Дон Жуан Вольфганг Амадей Моцарт  360 8 Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини 349 9 Севильский цирюльник Джоаккино Россини 327 10 Риголетто Джузеппе Верди  314 11 Так поступают все женщины Вольфганг Амадей Моцарт 282 12 Любовный напиток Гаэтано Доницетти 218 13 Аида Джузеппе Верди  215 14 Гензель и Гретель Энгельберт Xумпердинк 212 15 Турандот Джакомо Пуччини 206 16 Летучая мышь Иоганн Штраус 200 17 Набукко Джузеппе Верди  183 18 Евгений Онегин Пётр Ильич Чайковский 175 19 Лючия ди Ламмермур Гаэтано Доницетти 170 20 Паяцы Руджеро Леонкавалло 159 21 Похищение из сераля Вольфганг Амадей Моцарт 157 22 Весёлая вдова Франц Легар 149 23 Трубадур Джузеппе Верди  147 24 Фальстаф Джузеппе Верди  144 25 Летучий голландец Рихард Вагнер 137             *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      


Новости оперы

Санкт-Петербургский Мариинский театр вступит в творческую кооперацию с родственными театрами России

Санкт-Петербургский Мариинский театр вступит в творческую кооперацию с родственными музыкальными театрами России для расширения их репертуара и повышения художественного уровня. Об этом сказал сегодня на пресс-конференции художественный руководитель-директор знаменитой труппы народный артист России Валерий Гергиев. Он добавил, что инициатива театра получила одобрение министра культуры РФ Александра Авдеева.


"Наш проект носит не коммерческий, а сугубо просветительский характер и основан на опыте, который мы уже накопили в ходе наших поездок по стране", - сказал маэстро, уделяющий большое внимание гастролям труппы в разных регионах России. В числе потенциальных партнеров он назвал музыкальные театры Петрозаводска, Мурманска, Челябинска, Самары, а также Екатеринбурга - города, где Гергиев еще в студенческие годы дебютировал как дирижер и сохранил о нем самые добрые воспоминания. 



Кооперация заключается в постановке опер, которые уже идут в Мариинском театре, а также в участии петербургских солистов в оперных спектаклях на местах. "Убежден, что выезды в разные города таких наших солистов, как Екатерина Семенчук, Михаил Петренко, Евгений Никитин, Сергей Семишкур не только станут событием для местных театралов, но и помогут труппам оценить свои возможности, будут способствовать их развитию", - считает Гергиев.

В числе предстоящих крупных событий маэстро назвал исполнение труппой Мариинского в Екатеринбурге "Троянцев" Гектора Берлиоза - самой большой и самой трудной французской оперы, которая "даже в концертном исполнении воспринимается как спектакль".

 

Корр.ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский

Пора отдохнуть