Лучшие певицы

Мария Кузнецова Мария Николаевна Кузнецова - русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, одна из самых знаменитых певиц дореволюционной России. Ведущая солистка Мариинского театра, участница "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Работала с Н.А.Римским-Корсаковым, Рихардом Штраусом, Жюлем Массне, пела в паре с Федором Шаляпиным и Леонидом Собиновым. Покинув Россию после 1917 года, продолжала успешно выступать заграницей. Мария Николаевна Кузнецова родилась в 1880 году в Одессе. Мария росла в творческой и интеллектуальной атмосфере, её отец Николай Кузнецов был художником, а мать происходила из семьи Мечниковых, дядями Марии были Нобелевский лауреат биолог Илья Мечников и социолог Лев Мечников. В доме Кузнецовых бывал Пётр Ильич Чайковский, который обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни, с детства Мария мечтала стать актрисой.
Родители отдали её в гимназию в Швейцарии, вернувшись в Россию, она обучалась балету в Санкт-Петербурге, но отказалась от танцев и стала учиться вокалу у итальянского педагога Марти, а позже у баритона и её партнёра по сцене И.В.Тартакова. Все отмечали её чистое красивое лирическое сопрано, заметный талант актрисы и женскую красоту. Игорь Федорович Стравинский описал её как "...драматическое сопрано, которую можно было лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом". В 1904 году Мария Кузнецова дебютировала на сцене Санкт-Петербургской консерватории в роли Татьяны в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского, на сцене Мариинского театра - в 1905 году в партии Маргариты в "Фаусте" Ш.Гуно. Солисткой Мариинского театра, с небольшим перерывом, Кузнецова оставалась до революции 1917 года. В 1905 году в Петербурге вышли две грампластинки с записью её выступлений, а всего за свою творческую карьеру она сделала 36 записей. Однажды, в 1905 году, вскоре после дебюта Кузнецовой в Мариинском, во время её выступления в театре вспыхнула ссора между студентами и офицерами, обстановка в стране была революционной и в театре началась паника. Мария Кузнецова прервала арию Эльзы из "Лоэнгрина" Р.Вагнера и спокойно запела русский гимн "Боже, Царя Храни", бузотёры были вынуждены прекратить ссору и публика успокоилась, спектакль продолжился. Первым мужем Марии Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, из известной династии российских архитекторов, художников, историков Бенуа. В расцвете карьеры Мария была известна под двойной фамилией Кузнецова-Бенуа. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем – за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жуля Массне. На протяжении своей карьеры Кузнецова-Бенуа участвовала во многих европейских оперных премьерах, включая партии Февронии в "Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова и Клеопатры из одноимённой оперы Ж.Массне, которую композитор написал специально для неё. А также на русской сцене представила впервые роли Вогдолины в "Золоте Рейна" Р.Вагнера, Чио-Чио-сан в "Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини и многие другие. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала по городам России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США и других стран. Среди её лучших ролей: Антонида ("Жизнь за царя" М.Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Ольга ("Русалка" А.Даргомыжского), Маша ("Дубровский" Э.Направника), Оксана ("Черевички" П.Чайковского), Татьяна ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Купава ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно), Кармен ("Кармен" Ж.Бизе), Манон Леско ("Манон" Ж.Массне), Виолетта ("Травиата" Дж.Верди), Эльза ("Лоэнгрин" Р.Вагнера) и др. В 1914 году Кузнецова временно оставила Мариинский театр и совместно с "Русским балетом" Сергея Дягилева выступала в Париже и Лондоне в качестве балерины, а также частично спонсировала их выступление. Она танцевала в балете "Легенда об Иосифе" Рихарда Штрауса, балет был подготовлен звёздами своего времени - композитор и дирижер Рихард Штраус, постановщик Сергей Дягилев, хореограф Михаил Фокин, костюмы и декорации Лев Бакст, ведуший танцор Леонид Мясин. Это была важная роль и хорошая компания, но с самого начала постановка столкнулась с некоторыми трудностями: для репетиций было немного времени, Штраус был в дурном настроении, так как приглашенные балерины Ида Рубинштейн и Лидия Соколова отказались от участия, также Штраус не любил работать с французскими музыкантами и постоянно ругался с оркестром, а Дягилев всё еще переживал из-за ухода из труппы танцора Вацлава Нижинского. Несмотря на проблемы за кулисами балет успешно дебютировал в Лондоне и Париже. В дополнение к пробам своих сил в балете Кузнецова осуществила несколько оперных выступлений, в том числе в постановке Бородина "Князь Игорь" в Лондоне. После революции в 1918 году Мария Кузнецова выехала из России, как подобает актрисе, она сделала это драматически красиво - в одежде юнги скрывалась на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. Она стала оперной певицей в Стокгольмской опере, потом в Копенгагене, а затем в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне. Всё это время она постоянно приезжала в Париж, и в 1921 году окончательно осела в Париже, который стал её вторым творческим домом. В 1920-х годах Кузнецова ставила частные концерты, где она пела русские, французские, испанские и цыганские песни, романсы и оперы. На этих концертах она часто танцевала испанские народные танцы и фламенко. Некоторые её концерты были благотворительными в помощь нуждающейся русской эмиграции. Она стала звездой парижского оперы, быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. "Цвет общества", министры и промышленники толпились в её передней. В дополнение к частным концертам она часто работала солисткой многих оперных театров Европы, в том числе в Ковент-Гардене и в Парижской опере и "Опере комик". В 1927 году Мария Кузнецова с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем организовали частную компанию "Русская опера" в Париже, куда пригласили многих оперных русских певцов, покинувших Россию. "Русская опера" ставила "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Сорочинскую ярмарку" и другие оперы и балеты русских композиторов и выступала в Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Милане и в далёком Буэнос-Айресе. "Русская опера" просуществовала до 1933 года, после этого Мария Кузнецова стала меньше давать выступлений. Мария Кузнецова умерла 25 апреля 1966 в Париже, Франция.
Рене Флеминг Рене Флеминг (Renee Fleming) - американская оперная певица, полное лирическое сопрано. Одна из ведущих мировых оперных певиц современности - "одна из немногих истинных суперзвезд нашего времени". Рене Флеминг родилась 14 февраля 1959 года в городке Индиана, штат Пенсильвания, США и выросла в Рочестере, штат Нью-Йорк. Её родители были учителями музыки и пения, поэтому музыкальное образование было для неё естественным: "Мои родители обсуждали пение каждый вечер за обеденным столом, я получила огромное музыкальное образование". Училась в Государственном университете штата Нью-Йорка в Потсдаме, который окончила в 1981 со степенью в области музыкального образования. Тем не менее, она не считала, что её будущая карьера связана с оперой. Еще во время обучения в университете она выступала в джазовой группе в местном баре. Её голос и способности привлекли знаменитого джазового саксофониста Иллинойса Жаке, который пригласил её на гастроли со своим биг-бэндом. Вместо этого Рене пошла в аспирантуру Истменовской школы (консерватория) музыки, а затем с 1983 по 1987 училась в Джульярдской школе (крупнейшее американское высшее учебное заведение в области искусства) в Нью-Йоркском Линкольн-центре. В 1984 году она получила образовательный грант по программе Фулбрайта и отправилась в Германию для изучения оперного пения, одним из её учителей была легендарная Элизабет Шварцкопф. Флеминг вернулась в Нью-Йорке в 1985 году и завершила свое обучение в Джульярдской школе.
Еще будучи студентом Джульярдской школы, Рене Флеминг начала свою профессиональную карьеру, но пока в небольших оперных компаниях и во второстепенных ролях. В 1986 году в Театре Федеральной земли, Зальцбург, Австрия она спела свою первую главную оперную роль - Констанца из "Похищение из сераля" Моцарта. Роль Констанцы одна из самых сложных в репертуарое сопрано и Флеминг призналась себе, что необходимо ещё работать как над вокальной техникой, так и над уверенностью на сцене, она работала над этим очень активно и два года спустя, в 1988  выиграла сразу несколько вокальных конкурсов: конкурс молодых исполнителей "Metropolitan Opera National Council Auditions", приз Джорджа Лондона и конкурс Элеоноры Макколам в Хьюстоне. В этом же году состоялся ее дебют в роли Графини из "Свадьбы Фигаро" Моцарта в Хьюстоне, а на следующий год в Нью-йоркской опере и в Ковент-Гардене в партии Мими в "Богеме". Первое выступление в Метрополитен-опере планировалось на 1992 год, но неожиданно пришлось на март 1991, когда заболела Фелисити Лотт и Флеминг заменила её в роли Графини в "Свадьбе Фигаро". И хотя её признавали как сильное сопрано, но в ней не было звёздности - это пришло позже, когда она стала "Золотым стандартом сопрано". А до этого было много работы, репетиции, разноплановые роли всего оперного спектра, гастроли по всему миру, записи, взлёты и провалы. Она не боялась риска и принимала вызовы, одним из которых была в 1997 роль Манон Леско Жюля Массне на французском в Париже в Опере Бастилия, французы трепетно относятся к своему наследию, но безупречное исполнение Флеминг принесло ей триумф. Что прошло с французами, то не прошло с итальянцами, и Флеминг была откровенно освистана на премьере оперы "Лукреция Борджиа" Доницетти в Ла Скала в 1998, хотя при первом выступлении в Ла Скала в 1993 она была очень тепло принята в роли Донны Эльвиры в "Дон Жуане" Моцарта. Выступление 1998 года в Милане Флеминг называет своей "худшей ночью в оперной жизни". Сегодня Рене Флеминг является одной из самых популярных сопрано современности. Сочетание вокальной красоты, стилистической универсальности и необычной драматической харизмы делает любое её выступление оперным, и не только, шедевром. Она с легкостью и в равной степени прекрасно играет полные противоположности - Вердиевскую Дездемону или Альцину Генделя. Благодаря её чувству юмора, открытости и легкости в общении Флеминг постоянно приглашают для участия в различных телевизионных и радио программах. В 2003 году она записала несколько песен к саундтреку фильма "Властелин Колец: Возвращение Короля", для этого ей пришлось выучить эльфийский язык. Дискография и DVD певицы насчитывает около 50 альбомов, в том числе и в её увлечении - джазе. Три из её альбомов удостоены премии Грэмми, последний в 2010 году - альбом "Verismo" - сборник арий Пуччини, Масканьи, Чилеа, Джордано, Леонкавалло. График работы Рене Флеминг расписан на несколько лет вперёд, но по её собственному признанию она в данный момент тяготеет больше к сольной концертной деятельности, чем к оперной, объясняя это тем, что узнав более 50 опер, она вряд ли откроет для себя много нового.    
Ирина Архипова Ирина Константиновна Архипова - советская и российская оперная певица, меццо-сопрано, солистка Большого театра (1956-1988), народная артистка СССР (1966), кавалер ордена Ленина (1971, 1976, 1985), лауреат Ленинской премии (1978), Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Государственной премии России (1996). Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Уже в восемь лет поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться там не смогла. Позже Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Во время Великой Отечественной Войны с семьей была эвакуирована в Ташкент, где поступила в Московский архитектурный институт, который там же находился в эвакуации. После окончания учебы работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно вокальные занятия с Н.М. Малышевой, а позже  учеба в Московской консерватории в классе пения Л.Ф.Савранского. В 1953 году окончила консерваторию.
В 1954-1956 годах солистка Свердловского театра оперы и балета.  В 1956-1988 годах - солистка Большого театра. Исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.   С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия ,  Болгария ,  США ,  Япония ,  Франция ,  Канада ). 
В 1967 и в 1971  годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек). С 1975 года преподает в Московской консерватории, с 1984 года  - профессор .  В 1980-е годы выступила с циклом концертов «Антология русского романса».  В 1966 году приглашена в жюри Конкурса имени П.И.Чайковского, а с 1967 является неизменным председателем жюри Конкурса имени М.И.Глинки. С того времени входила в состав жюри многих престижных конкурсов мира, в том числе «вердиевской голоса» и имени Марио дель Монако в Италии, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене . С 1974 года (за исключением 1994) была бессменным председателем жюри Конкурса имени П.И.Чайковского в разделе «сольное пение». В 1997 году по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Паллада Бюль-Бюль Оглы Ирина Архипова возглавила жюри Конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня его рождения. С 1986 года И.К.Архипова - председатель Всесоюзного музыкального общества, в конце 1990 преобразованного в Международный Союз музыкальных деятелей. С 1983 года - председатель Фонда Ирины Архиповой. Почетный доктор Национальной академии музыки имени Музическу Республики Молдова (1998), президент Общества дружбы «Россия - Узбекистан». Была депутатом Верховного Совета СССР 6-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1991).  Автор книг: «Музы мои» (1992), «Музыка жизни» (1997), «Бренд по имени "Я"» (2005).  Муж певицы - народный артист СССР Владислав Пьявко . Сын - Андрей. Правнучка - Ирина. 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лучшие оперные театры

Екатеринбургский театр оперы и балета Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета - театр оперы и балета в Екатеринбурге, Россия. Впервые оперная труппа появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879-1880 годов: её привез известный русский антрепренёр П.М.Медведев. В дальнейшем оперные антрепризы повторялись не раз, а в 70-х годах XIX века представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок. С 1907 года оперные антрепризы в Екатеринбурге стали ежегодными. В 1912 году на Дровяной площади (сейчас Площадь Парижской коммуны) построено специальное театральное здание (зрительный зал на 1200 мест) на месте деревянного здания цирка, существовавшего с 1896 года. Городской театр (во времена СССР — Академический театр оперы и балета им. А.В.Луначарского) построен по проекту пятигорского гражданского архитектора Владимира Николаевича Семёнова по типу известных Венского и Одесского оперных театров. В 1904 году, в возрасте тридцати лет, Семёнов выиграл конкурс по созданию проекта Театра оперы и балета в Екатеринбурге, строительство которого завершилось в 1912 году.
Театр открылся оперой Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (02.09(12.10).1912). Первый главный дирижёр - С.Барбини. Постановкой «Волшебной флейты» Рикардо Дриго (1914) началась летопись балета. После Октябрьской революции театр открылся в 1919 году. В 1922 году создана балетная труппа, первый спектакль труппы - «Коппелия» Делиба. С 1924 - Государственный оперный театр имени А.В.Луначарского. В 1925—26 годах главным режиссёром стал известный певец и оперный режиссёр Александр Иванович Улуханов, им поставлены оперы «Сказка о царе Салтане» и «Вертер». С 1931 года у театра новое название - Свердловский театр оперы и балета им. А.В.Луначарского. В 1962 году театр награждён орденом Трудового Красного Знамени, с 1966 года стал академическим. В 1981-82 годах проведена существенная реконструкция здания, завершившаяся к 26 декабря 1982 года. С 1983 по 1985 год под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина (автор проекта) велись работы по созданию музея театра: интерьера и постоянной экспозиции, включающей в себя оригинальные пространственно-консольные конструкции с экспонатами, две большие настенные росписи и галерею портретов солистов театра, выполненных этим художником.  Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Во времена СССР его называли «лабораторией советской оперы», и нередко в афише появлялся гриф «Право первой постановки принадлежит театру». В советские времена здесь работали выдающиеся мастера. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь впоследствии знаменитые певцы - народные артисты СССР: И.Козловский, С.Лемешев, И.Архипова, Б. Штоколов. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (Сталинская премия) первым из периферийных за постановку оперы «Отелло» и в 1987 году  -  за сценическое рождение оперы В.Кобекина «Пророк». Гастрольные маршруты труппы - более ста городов СССР, участие во многих театральных фестивалях, в том числе и за рубежом. В 1990-е годы театр переживал кризис. В 2006 году с приходом нового директора театр получил второе рождение. Музыкальный руководитель театра - Сергей Стадлер. Руководимый им оркестр театра - профессиональный коллектив, в состав которого входят заслуженные артисты России, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей и др. На его сцене часто выступают именитые гастролеры, проходят международные музыкальные фестивали. Информация с сайта театра http://www.uralopera.ru/ На самом деле, история Екатеринбургского театра началась задолго до того, как был заложен первый кирпич в основание этого роскошного здания. В семидесятые годы XIX века сцена первого городского театра (ныне – кинотеатр «Колизей») принимала первоклассные столичные оперные антрепризы. Пройдя отличную зрительскую школу, в 1874 году местные любители этого жанра организовали музыкальный кружок, единственный на всю страну, по мнению прессы начала века, где собственными силами создавались роскошные оперные постановки, оживали сложнейшие музыкальные партитуры. Трепетная любовь и почитание оперы заставили тогда городские власти задуматься о строительстве собственного оперного театра. В 1912 году Новый городской театр открыл свой первый сезон оперой Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (дирижер С.Барбини, режиссер А.Альтшуллер). Первый балетный спектакль («Волшебная флейта» Р.Дриго, балетмейстер – Ф.Трояновский) датирован 1914 годом (хотя наименование «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).  Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и громкое имя. Через десятилетие в ряду периферийных театров молодой советской страны стал упоминаться и Екатеринбург (тогда Свердловск). Начиная с середины 20-х годов, Свердловский оперный театр приобретает известность и славу одного из лучших в стране, прежде всего благодаря постоянному присутствию в труппе талантливых музыкантов и исполнителей. Во все времена здесь работали выдающиеся мастера. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев, Иван Козловский, братья Пироговы, дирижёр Арий Пазовский, режиссёры Владимир Лосский и Леонид Баратов. «Школа кадров» – такое определение закрепилось за труппой, которую не миновала участь всех провинциальных российских театров стать питомником молодых дарований. Не счесть числа «потерь»: артисты оперы Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский, Нина Меновщикова. Среди последующих «утрат» дирижёры Кирилл Тихонов, один из основателей «Геликон-оперы», и Евгений Колобов, основатель «Новой оперы»; главный режиссёр и художественный руководитель оперы Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Александр Титель; мировые звезды Владимир Огновенко и Галина Горчакова; солист Большого театра Андрей Григорьев; солист «Геликон-оперы» Андрей Вылегжанин; певица Елена Вознесенская, солистка «Русского балета» Марина Богданова и многие-многие другие… Пик восторгов екатеринбургской публики был связан сначала с именем талантливого дирижера Евгения Колобова, а затем с творческим тандемом дирижера Евгения Бражника и режиссера Александра Тителя. Евгений Колобов в Екатеринбургском театре оперы и балета провел самые счастливые годы своей биографии, годы, насыщенные подлинным творчеством, о результатах которого еще очень долго будут вспоминать любители оперного искусства и музыканты-профессионалы, коим посчастливилось стать свидетелями и сотворцами таких музыкальных событий, как постановки опер Андрея Петрова «Петр I» (дирижер Е.Колобов, режиссер Ю.Петров, художник М.Мукосеева) и Джузеппе Верди «Сила судьбы» (дирижер Е.Колобов, режиссер С.Штейн, художник И.Севастьянов). Спектакли «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художник Э.Гейдебрехт), «Пророк» Владимира Кобекина (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художники Э.Гейдебрехт и Ю.Устинов), «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (дирижер Бражник, режиссер А.Титель, художник В.Левенталь) были лучшими, из созданного союзом Александра Тителя и Евгения Бражника. Они закрепили на многие годы термин «свердловский феномен». За последние годы Екатеринбургский театр оперы и балета доказал, что может ставить перед собой самые разнообразные творческие задачи и добиваться качественного результата. Осуществлены постановки опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Иоланта», «Алеко» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.Бородина, «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Трубадур», «Травиата», «Риголетто», «Фальстаф» Дж.Верди, «Мадам Баттерфлай», «Богема» Дж.Пуччини, «Дочь полка» Г.Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Русалочка» А.Дворжака, балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П.Чайковского, «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Сотворение мира» А.Петрова, «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Большой вальс» И.Штрауса. Время постоянно что-то меняет в театре. Каждый театральный сезон приносит новые победы и достижения, рождает новые проекты и постановки. Из последних театральных премьер – «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова (дирижер-постановщик Велло Пяхн, режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик Игорь Иванов, хормейстер-постановщик Эльвира Гайфуллина), «Травиата» Дж.Верди (дирижер-постановщик Алексей Людмилин, режиссер-постановщик Алексей Степанюк, декорации выполнены под руководством Равиля Ахметзянова, художник по костюмам  Наталья Степанова), «Корса» А.Адана (хореограф-постановщик Жан-Гийом Бар, дирижер-постановщик Михаэль Гюттлер, художник-постановщик Елена Хайлова), «Тоска» Дж.Пуччини (дирижер-постановщик Михаэль Гюттлер, режиссер-постановщик Иркин Габитов, художник-постановщик Михаил Курилко-Рюмин), народная музыкальная драма «Хованщина» М.П.Мусоргского (дирижер-постановщик Сергей Стадлер, режиссер-постановщик Борис Морозов, художник-постановщик Игорь Иванов, хормейстер-постановщик Валерий Копанев), «Мадам Баттерфлай» Дж.Пуччини (дирижер-постановщик Михаил Грановский, режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик Дмитрий Чербаджи, хормейстер-постановщик Валерий Копанев), «Каменный цветок» С.Прокофьева (хореограф-постановщик Андрей Петров, дирижер-постановщик Сергей Стадлер, художник-постановщик Станислав Бенедиктов, художник по костюмам Ольга Полянская), «Пиковая дама» П.Чайковского (дирижер-постановщик Михаил Грановский, режиссер-постановщик Алексей Степанюк, художник-постановщик Игорь Иванов, хормейстеры-постановщики Эльвира Гайфуллина, балетмейстер-постановщик Галина Калошина), А.Адан «Жизель» (сценическая редакция и постановка – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Людмила Семеняка, дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Людмилин, художник-постановщик - народный художник России, лауреат Государственной премии России Станислав Бенедиктов, автор костюмов - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Людмила Семеняка), В.А.Моцарт «Свадьба Фигаро» (дирижер-постановщик Фабио Мастранжело, режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, художник-постановщик - заслуженный художник России Вячеслав Окунев, художник по свету - заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов, хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев, балетмейстер-постановщик Александра Тихомирова), П.Бюльбюль оглы «Любовь и Смерть» (хореограф-постановщик - заслуженный деятель искусств России Надежда Малыгина, дирижер-постановщик Фабио Мастранжело, художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов).
Новая опера (Москва) Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова был создан в 1991 году по инициативе художественного руководителя театра Евгения Колобова (1946-2003) и мэра Москвы Юрия Лужкова и вскоре приобрел славу одного из лучших оперных коллективов России. В 1991 году главный дирижер МАМТа имени Станиславского и Немировича Данченко Евгений Колобов из-за творческих разногласий уходит из театра, увлекая за собой часть труппы и весь оркестр. Колобов находит поддержку у мэра Москвы Юрия Лужкова и основывает театр «Новая Опера», главным дирижером и художественным руководителем которого он и становится. На должность главного хормейстера назначается жена Колобова — Наталья Попович.
Поначалу у театра нет собственного помещения, появляются концертные исполнения опер, костюмированные дивертисменты («Россини»). В 1997 году у Новой Оперы появляется здание в саду «Эрмитаж». Новое здание театра – это зал на 660 мест, оснащенный современным светотехническим оборудованием и механикой сцены, которые позволяют ставить спектакли со сложными сценическими эффектами. Театр располагает собственными аудио- и видеостудией. Делая ставку на неизвестные в России оперные партитуры, Колобов являет московской публике оперы «Двое Фоскари» (Верди), «Мария Стюарт» (Доницетти), «Валли» (Каталани), свои редакции опер «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиаты» Верди.  В 2000 году на премьере оперы «Риголетто» главную партию исполнял Дмитрий Хворостовский. В 2003 году с связи со смертью основателя, у театра начинается кризис. Спектакль «Искатели жемчуга» Бизе воспринимается критично, а «Царская невеста» и вовсе негативно. В 2005 году для постановки оперы Беллини «Норма» художественное руководство театра приглашает немецких режиссёров Йосси Виллера и Серджио Морабито (музыкальный руководитель и дирижер постановки Феликс Коробов) . Опера вызвала восхищение у москвичей. А за трудную сопрановую партию Татьяна Печникова получила премию «Золотая маска». В марте 2006 года главным дирижёром театра становится народный артист СССР Эри Клас, который вносит в репертуар спектакли с комическими оттенками («Волшебная флейта» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Джанни Скикки» Пуччини, «Летучую мышь» Штрауса).  В 2008 году в театре оперу Вагнера «Лоэнгрин» ставит режиссёр Каспер Хольтен, за дирижерским пультом - блистательный маэстро Ян Латам-Кёниг (Великобритания), ставший постоянным приглашенным дирижером театра. Весной 2009 года премьерная оперетта «Летучая мышь» вызвала недовольство у публики в связи вольным переводом диалогов, но о музыке отзывы были положительные. В последнее время театр начинает предлагать концертные исполнения часто исполнявшихся, но сейчас невостребованнных в России опер: «Трубадур», «Князь Игорь», «Орлеанская дева» и т. д. С 2005 года ежегодно в январе в театре проходит Международный фестиваль "Крещенская неделя в Новой Опере", посвященный основателю театра Евгению Колобову, который родился 19 января в Крещение.  С 2006 года театр носит имя своего основателя. Полное название театра: Московский театр Новая Опера  им. Е.В. Колобова. Репертуар театра включает шедевры оперной классики; неизвестные ранее в России оперные произведения («Гамлет» А.Тома, «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти, «Валли» А.Каталани); спектакли, основанные на оригинальных музыкальных редакциях Е.В. Колобова («О Моцарт!» Моцарт, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Травиата» Дж.Верди, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского). Театру принадлежат первые в России постановки опер «Мария Стюарт» Г.Доницетти, «Валли» А.Каталани, «Двое Фоскари» Дж.Верди, «Борис Годунов» Мусоргского (в первой авторской редакции), «Гамлет» А.Тома. Также создан новый театральный жанр — своеобразный творческий портрет известных композиторов и музыкантов («Мария Каллас», «Viva Verdi!», «Viva Puccini!», «Винченцо Беллини», «Рихард Вагнер», «Россини», «Bravissimo!»). Всего в репертуаре театра Новая Опера более 70-ти произведений оперного и концертного жанров. Ежегодно в январе театр проводит международный фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере», в котором участвуют выдающиеся мастера музыкальной культуры.   Солисты Новой Оперы — народные артистки России Юлия Абакумовская, Эмма Саркисян, заслуженные артисты России Марат Гареев, Марина Жукова, Елена Свечникова, Маргарита Некрасова — получили почётные звания за годы работы в театре. Молодые солисты оперы, имеющие в театре постоянный ангажемент, являются лауреатами международных конкурсов вокалистов и обладателями престижных театральных наград, таких как «Золотая Маска», «Casta Diva», «Триумф». Многих солистов театра по праву можно причислить к лучшим голосам России — Татьяна Печникова, Елена Поповская, Татьяна Смирнова, Эльвира Хохлова, Маргарита Некрасова, Ирина Ромишевская, Александр Богданов, Роман Шулаков, Анджей Белецкий, Виталий Билый, Андрей Бреус, Василий Ладюк, Олег Диденко, Владимир Кудашев и др.; многие из них задействованы также в Большом театре России, театрах Метрополитен Опера, Арена ди Верона и т. д. Особая роль, отводимая оркестру, связана с разнообразием творческих интересов работающих в театре дирижёров — главного дирижёра театра, народного артиста СССР Эри Класа, народного артиста России Анатолия Гуся, заслуженных артистов России Евгения Самойлова и Сергея Лысенко, Дмитрия Волосникова, Феликса Коробова, Валерия Крицкова, Николая Соколова. Помимо участия в оперных спектаклях, оркестр выступает на лучших концертных площадках России с симфоническими программами: в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П. И. Чайковского, в зале Санкт-Петербургской филармонии. Концертный репертуар оркестра разнообразен: симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. В. Рахманинова, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, произведения И. Ф. Стравинского, П.Хиндемита, А.Онеггера, Ф.Шопена, Э.Лало, концертные программы с участием солистов театра, хора и приглашённых музыкантов. С самостоятельными гастролями оркестр посетил Испанию (города Сарагоса, Барселона, Корунья, Сан-Себастьян, 1992 г.), Португалию (Порто, 1992 г.), Германию (Карлсруэ, 2006 г.). Совместно с Имперским Русским Балетом оркестр посетил Турцию (Стамбул, 2000 г.), Финляндию (Ежегодный фестиваль балета в Миккеле, 2000—2006 гг.), Таиланд (Бангкок, 2005 г.). В 2001 году оркестр принял участие в спектаклях Лос-Анджелесской оперной труппы «Дон Жуан» В. А. Моцарта и «Саломея» Р.Штрауса на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии. Хор театра — неизменный участник всех спектаклей, коллектив единомышленников-профессионалов. В соответствии с эстетикой театра, хор задействован на всех уровнях постановки. Большое значение в профессиональном воспитании хорового коллектива придаётся исполнению концертных программ из произведений русской и зарубежной хоровой классики, духовных сочинений, крупных кантатно-ораториальных форм, таких как «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева, «Реквием» Дж.Верди, «Весна» и «Три русские песни» С. В. Рахманинова, «Реквием» В. А. Моцарта, «Половецкие пляски» А. П. Бородина, «Александр Невский» С. С. Прокофьева, «Москва» П. И. Чайковского, «Кармина Бурана» К.Орфа. Для Новой Оперы характерен современный подход к сценографии и режиссуре. Театр сотрудничает с известными мастерами в области театрального искусства для создания спектаклей разных направлений и стилей: это режиссёры — Станислав Митин, Сергей Арцибашев, В.Васильев[кто?], Валерий Белякович, Михаил Ефремов, Алла Сигалова, Роман Виктюк, Юрий Грымов, Андрейс Жагарс, Юрий Александров, Ахим Фрайер, Йосси Вилер и Серджио Морабито, Ральф Лянгбака, К.Хейсканен, Каспер Хольтен, Элайджа Мошински, Геннадий Шапошников; художники — Сергей Бархин, Алла Коженкова, Эдуард Кочергин, Эрнст Гейдебрехт, Виктор Герасименко, Мария Данилова, Элеонора Маклакова, Марина Азизян, В.Окунев, С.Пастух, А.Фрайер, А.Фиброк, А.Фрейбергс, Ш.Аарфинг, Э.Тилби. С коллективом Новой Оперы работают выдающиеся мастера музыкальной культуры: дирижёры Юрий Темирканов, Эри Клас, Гинтарас Ринкявичус, Дэниель Липтон; инструменталисты Элисо Вирсаладзе и Николай Петров, Татьяна Сергеева (фортепиано), Наталья Гутман (виолончель), финский джазмен Антти Сарпила (кларнет, саксофон); оперные певцы Хосе Кура, Пласидо Доминго, Марио Франгулис, Дмитрий Хворостовский (около 10 совместных выступлений), Франц Грундхебер, Паата Бурчуладзе, Феруччо Фурланетто, Дебора Майерс, Любовь Казарновская и Анастасия Волочкова; греческий композитор Микис Теодоракис, а также солисты нью-йоркской афроамериканской оперной труппы Эбони-Опера. Гастрольная карта Новой Оперы: Греция (закрытие ежегодного музыкального фестиваля в Одеон Герода Аттика в Афинах юбилейными концертами Микиса Теодоракиса в 2005 г.), Кипр (на протяжении нескольких лет театр участвует в оперных фестивалях совместно с Марио Франгулисом и Деборой Майерс, а также участвовал в триумфальном концерте, посвященном приезду на Кипр выдающегося греческого композитора Микиса Теодоракиса в 2005 г.), Италия (фестиваль «Musicale Umbra» в Перуджи), Франция (театр Champs-Élysées, Париж), Германия (зал Reithalle, Мюнхен), Израиль (Ришон-ле-Цион), Финляндия (Савонлиннский оперный фестиваль, концертный зал Куопио, ежегодный фестиваль балета в Миккели), США (14 спектаклей «Евгений Онегин» в Martin Beck Theatre на Бродвее, Нью-Йорк), Эстония (фестиваль «Birgitta» в Таллине), Испания, Португалия, Югославия, Турция, Таиланд, Беларусь, Украина, а также города России.  Высокое исполнительское мастерство труппы, оригинальность сценических решений принесли театру заслуженную славу. Коллектив театра является обладателем Национальной театральной премии Золотая Маска, Российской оперной премии «Casta Diva», Независимой премии «Триумф», премии «Sony BMG Greece Award» (Греция), диплома «Звезда недели» от немецкой газеты Abendzeitung. В 1999 г. театр принят в Европейское оперное сообщество Opera Europa. В 2003 г. указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), директор театра Сергей Лысенко и главный хормейстер Наталья Попович были удостоены Государственной премии РФ за создание театра Новая Опера. В 2006 году театру присвоено имя его основателя Евгения Колобова.
Большой театр Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), Государственный академический театр оперы и балета России, или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Легендарный Большой театр не нуждается в рекламе. Его название говорит само за себя. Большой – это не просто популярный театр, куда ходят время от времени, чтобы «быть в курсе», это не развлекательное заведение, не модное тусовочное место. Большой театр – это образ и символ российской культуры. История Большого театра История Большого театра ведет свое начало с екатерининских времен. Именно тогда в Москве были построены предшественники Большого: театр Урусова и Петровский театр Медокса. Но если театр Урусова сгорел еще до открытия, то театру Медокса повезло больше – он простоял 25 лет. Однако пожар не пощадил и его. В 1825 году был открыт Большой Петровский театр, который еще до начала спектаклей получил статус Императорского. До 1853 года на сцене его ставились русские романтические оперы большой формы и оперы-водевили – эти жанры были самыми популярными в то время. В 1840-х годах в Большом Петровском театре состоялись премьеры выдающихся опер М. Глинки «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». В это же время зрители впервые увидели на сцене Большого знаменитый балет «Жизель».
1853-1856 годы – время очередного пожара, вынужденного бездействия и восстания из пепла. Слово «петровский» исчезло из названия театра и родилось привычное нам имя «Большой театр». На сцене вновь открывшегося театра ставились преимущественно русские произведения – опера и балет. Многие выдающиеся постановки были первый раз представлены зрителю именно в то время: опера М. Мусоргского «Борис Годунов», опера Чайковского «Евгений Онегин», балет Чайковского «Лебединое озеро». Рубеж XIX и XX веков – апогей славы Большого театра. В спектаклях Большого участвуют Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Федор Шаляпин не только исполняет оперные партии, но и ставит на сцене оперу Мусоргского «Хованщина». Сергей Рахманинов пишет для театра музыку, а также становится оперным дирижером. И высший свет, и интеллигенция регулярно посещали Большой театр. После революции Большой театр лишился и статуса Императорского, и финансовой поддержки государства. Однако за театры вообще и за Большой в частности вступился нарком Анатолий Луначарский, и в 1922 году было принято решение о продолжении работы Большого театра. Репертуар Большого изменился в соответствии с духом времени, но знаменитые оперы Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова, балетные постановки Чайковского со сцены не исчезли. Советский зритель 1920-х годов увидел и произведения зарубежных композиторов: Моцарта, Штрауса, Пуччини. А вот репертуар 30-х годов почти целиком состоял из произведений соцреализма. В 1941 году в здание Большого театра попала бомба. Сам театр в это время находился в Куйбышеве, в эвакуации. Тем не менее, уже в 1943 году труппа Большого театра возвращается в Москву и 26 сентября дает первый спектакль после двухлетнего перерыва. Работа возобновляется. Во второй половине ХХ века русский балет завоевывает невероятную известность и популярность во всем мире – не в последнюю очередь благодаря Большому театру. Именно на сцене Большого танцуют Майя Плисецкая, Галина Уланова, Марис Лиепа и другие выдающиеся артисты балета. Наибольшей популярностью пользуются балетные представления «Спартак» и «Кармен-сюита». Большой театр налаживает дружеские отношения с выдающимися зарубежными артистами, режиссерами, хореографами, музыкантами. С огромным успехом артисты театра выступают в Италии, Великобритании, США и многих других странах. Большой театр в наши дни Сейчас в Большом театре можно увидеть русскую классику – оперы Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского, Асафьева; не имеющие себе равных балетные спектакли Чайковского; оперы Вагнера, Пуччини и Бетховена, знаменитую постановку Бизе «Кармен»... Но на сцене Большого ставятся и яркие современные произведения – оперы Десятникова, балетные спектакли Джона Ноймайера, Кристофера Уилдона, Джорджа Баланчина и других молодых авторов. Большой театр свято хранит традиции русской культуры, но при этом не собирается становиться Большим музеем. Важные даты Большого театра 17 (28) марта 1776 — день основания Большого театра (создание труппы) 30 декабря 1780 — открытие Петровского театра 8 октября 1805 — пожар, гибель здания Петровского театра 1806 — театр получает статус Императорского 13 апреля 1808 — открытие Нового арбатского императорского театра 1812 — пожар, гибель здания театра 1821—1824 — строительство нового здания театра по проекту О. Бове 6 января 1825 — открытие Большого Петровского театра 1843 — крупная реконструкция театра по проекту А. Никитина 11 марта 1853 — пожар, гибель здания театра 14 мая 1855 — утверждение проекта восстановления здания театра А. Кавоса 20 августа 1856 — открытие Большого театра 16 декабря 1888 — премьера оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского 1895 — капитальный ремонт здания театра 10 октября 1901 — премьера оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова с Ф. И. Шаляпиным в роли Ивана Грозного 28 февраля 1917 — прекращение статуса Императорского театра 4 мая 1919 — первый симфонический концерт оркестра театра, дирижёр Сергей Кусевицкий 7 декабря 1919 — распоряжение о переименовании: Государственный академический Большой театр 12 декабря 1919 — попытка упразднения Большого театра 18 февраля 1921 — открытие Бетховенского зала 1921-1923 — реконструкция здания театра под руководством И. И. Рерберга февраль 1922 — решение Президиума ВЦИК о продолжении работы Большого театра 1935 — премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича 1937 — Большой театр награжден орденом Ленина 15 апреля 1941 — начало реконструкции здания 1941 — эвакуация театра в Куйбышев 28 октября 1941 — в здание театра попадает бомба 26 сентября 1943 — первый спектакль после возвращения из эвакуации 1960-е -1970-е — реконструкция здания 1961 — Большой театр получает сценическую площадку в Кремлевском дворце съездов 1968 — премьера балета «Спартак» А.Хачатуряна в постановке Ю.Григоровича 1975 — завершение реконструкции здания, празднование 200-летия Большого театра 1976 — Большой театр во второй раз награждается орденом Ленина 29 ноября 2002 — открытие Новой сцены Большого театра. 1 июля 2005 — закрытие здания Большого театра на реконструкцию

Конкурсы вокалистов

I Минский международный Рождественский конкурс вокалистов Положение о I Минском международном Рождественском конкурсе вокалистов I. Общие положения 1. I Минский международный Рождественский конкурс вокалистов (далее – конкурс) организует государственное театрально-зрелищное учреждение “Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь” (Большой театр Беларуси).
Competizione dell’Opera (Оперный конкурс) Международный оперный конкурс «Competizione dell`Opera» За последние 14 лет "Оперный конкурс" (Competizione dell`Opera) стал одним из крупнейших вокальных конкурсов в мире. Это единственный певческий конкурс, чей репертуар включает в себя всё богатство итальянской оперы, от изысканных мелодий старинной музыки до стилистических экспериментов XX века. Конкурс ведёт свою историю с 1996 года, когда профессор Герман Рауэ, в то время президент гамбургской высшей школы музыки и театра, организовал Оперный конкурс “I Cestelli”. Директором конкурса стал Ганс-Йоахим Фрай. Начиная с 2001 года, конкурс проводится в Дрездене, и культурное значение этого события простирается далеко за пределы города на Эльбе на весь музыкальный мир. в 2011 году Россия отмечает год Итальянской культуры, и в рамках международного сотрудничества между Дрезденом и Москвой "Оперный конкурс" открывает новые горизонты: впервые в его истории финальный и полуфинальный туры будут проходить в Москве, в Большом театре, с 12 по 18 сентября 2011, под патронажем Премьер-министра России В.В.Путина. С начала апреля руководители конкурса будут путешествовать по Европе, России, США, Азии и Латинской Америке в поисках выдающихся талантов. Помогать им в этой задаче станут делегации высокопоставленных представителей культуры и бизнеса. Прослушивания будут проводиться в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Мехико, Сантьяго, Буэнос-Айресе, Сеуле, Шанхае и Пекине, а также в ключевых оперных городах мира – Нью-Йорке, Цюрихе и Вене
. В сентябре 2011 года десять финалистов, стоя на одной из красивейших оперных сцен мира, предстанут перед жюри, состоящим из выдающихся оперных режиссёров, певцов, директоров фестивалей, влиятельных представителей музыкальных агентств и мира прессы. молодые и талантливые певцы получат возможность показать себя перед исключительным по своему составу жюри, которое обеспечит им все шансы на успешную международную карьеру. Состав жюри, выгодные специальные призы и концерт финалистов в большом театре делают конкурс уникальным событием на международной вокальной арене. Призы конкурса: Первый приз EUR 10.000 второй приз EUR 6.000 Третий приз EUR 4.000 Приз зрительских симпатий EUR 3.000 Специальные призы: Участники выборочно будут приглашаться для выступления на сцене: - Немецкая опера на Рейне (Дюссельдорф) - Немецкая опера (Берлин) - Большой театр (Москва) - Оперный театр Лисеу (Барселона) - Польская национальная опера (Варшава) - латвийская национальная опера (Рига) - Театр Эрфурта; Международный оперный журналы OPERNWELT и ORPHEUS INTERNАTIONАL дарят каждому лауреату бесплатную годовую подписку. Дрезденский бал предлагает одному лауреату возможность специального продвижения и выступление в качестве «молодой звезды» на ежегодном балу в Дрезденской опере перед многотысячной аудиторией в январе 2012 года. Выступление будет транслироваться по телевидению в прямом эфире. Конкурс открыт для певцов из всех стран, которые учатся, учились или поступили на обучение в музыкальный колледж, консерваторию или иное музыкальное учебное заведение. Певцы, обучавшиеся частным образом, для участия в конкурсе должны представить доказательства своей квалификации. Координаторы конкурса принимают решение о допуске после изучения представленных документов. Лауреаты оперного конкурса «I Cestelli» 1996 или 1998 гг. или одного из Оперных конкурсов 2001-2010 гг. к участию не допускаются. Возрастной ценз: для женщин – дата рождения от 1 января 1980; для мужчин – от 1 января 1978. Конкурс состоит из предварительных прослушиваний, полуфинала и финала. Финал проводится в виде публичного концерта с оркестровым аккомпанементом. Каждый певец обязан пройти прослушивание. Прослушивания проходят в следующих городах: Сеул - 8 марта Сантьяго - 5 апреля Буэнос-Айрес - 7 апреля Мехико - 9 апреля Сан-Франциско - 11 апреля Хьюстон - 13 апреля Барселона - 3 мая Милан - 5 мая Вена - 6 мая Цюрих - 7 мая Варшава - 10 мая Рига - 11 мая Лондон - 17 мая Москва - 19-20 мая Минск - 21-22 мая Киев - 23-24 мая Ереван - 26-27 мая Улан-Удэ - 30 мая Ростов-на-Дону - 4-5 июня Екатеринбург - 6 июня Санкт-Петербург - 26 июня Мюнхен - 4 июля Дрезден - 8 июля Москва - 9 сентября В некоторых городах сроки регистрации устанавливаются отдельно. Если певец по уважительной причине не может принять участие в прослушивании, координаторы конкурса могут разрешить ему принять участие в дополнительном прослушивании, которое будет проводиться в Москве перед полуфиналом. Полуфинал пройдет с 12 по 14 сентября 2011 г. в Большом театре. Финал и гала-концерт - 17 и 18 сентября 2011 г. соответственно. Анкеты-заявки на участие можно присылать по адресу: Competizione dell’Opera Schuetzenplatz 14 01067 Dresden Тел.: +49 0351 205 87 873 Факс: +49 0351 205 87 875 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // Каждый участник должен подготовить наизусть шесть арий на итальянском языке в оригинальной тональности: 1. Четыре арии из списка обязательных. 2. Две арии из любой итальянской оперы по собственному выбору. Все арии должны быть из разных опер. Если выбранные арии отсутствуют в списке обязательных, участник должен приложить нотный текст к анкете на участие. После этого менять выбранные арии нельзя.  
Конкурс Конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля. Конкурс конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля. В рамках Собиновского музыкального фестиваля, проводимого Саратовским театром оперы и балета, проводится Конкурс конкурсов вокалистов. Это уникальное состязание 12-ти молодых (до 35 лет) оперных певцов из России и зарубежья, уже титулованных в различных международных и российских конкурсах. На саратовский международный конкурс молодых лауреатов, быстро ставший популярным и престижным, приезжают участники из Бурятии, Таджикистана, Казахстана, Беларуси, Украины, Литвы, Монголии, Грузии, Армении, Молдавии, Болгарии, Польши, Южной Кореи, Японии, США, из российских регионов.  Если в первом конкурсе 1999 г. отбирались 12 участников из 47 претендентов, а в 2000 г. - из 60, то в 2005 г. анкеты-заявки прислали уже более 100 лауреатов. В конкурсе не имеют права участвовать саратовские певцы, так как в жюри входят саратовские музыканты и педагоги консерватории. О непредвзятости этого жюри можно судить по тому, что певцы, победившие в конкурсе, и в дальнейшем подтверждают свой высокий уровень. Так, победительница конкурса 1999-го Айталина Адамова из Якутии в том же году побеждает на престижном конкурсе в Италии и приглашается в Санкт-Петербург, в Академию Мариинского театра. Победительница конкурса 2000 года молодая певица из Санкт-Петербурга Мария Людько занимает первенство в международном конкурсе «Романсиада». Награжденный специальным призом в Саратове Григорий Осипов становится победителем конкурса в Афинах (Греция). В 2005 году впервые жюри наградило и пианиста-концертмейстера. Юрий Ильинов (Волгоград) получил специальный диплом.
Строгая оценка и своеобразное доброе напутствие саратовского фестиваля помогает молодым артистам обрести удачу и в дальнейшем. Возраст участников: до 35 лет (включительно). Время проведения: май - июнь. Периодичность: один раз в год.  Премии: I-я премия — 100 000 рублей и звание лауреата (премия губернатора). II-я премия — 75 000 рублей и звание лауреата (премия мэра).  III-я премия — 50 000 рублей и звание лауреата (премия спонсора). Жюри вправе присудить по своему усмотрению дополнительно не менее одной и не более трех специальных премий в размере 20 000 рублей каждая.  Контактная информация Саратовский академический театр оперы и балета, Россия, 410012, Саратов, Театральная пл., 1 или Телефон: (8452) 27–79–24 http://www.o perabalet.ru

Интересная информация

Самые популярные оперы Самые популярные оперы в мире За пять прошедших сезонов 2005/06 - 2009/10 прошло более 100000 оперных представлений, были поставлены 2156 различных опер, более 300 (каждая седьмая) являлась премьерой.   Лидеры, "Волшебная флейта" и "Травиата", исполнялись практически одинаковое количество раз. В первой сотне самых популярных опер только два произведения, созданные композиторами 20-го века,  "Леди Макбет" Д.Д.Шостаковича  и "Поворот винта" Б.Бриттена.
В число 200 самых популярных опер вошли две работы ныне живущих композиторов - "Дневник Анны Франк" Г. Фрид и "Мертвец идёт" Дж. Хегги.         Самые популярные (исполняемые) оперы за 5 последних лет. № п/п Опера Композитор кол-во спектаклей 1 Волшебная флейта Вольфганг Амадей Моцарт  451 2 Травиата Джузеппе Верди  447 3 Кармен Жорж Бизе 424 4 Богема Джакомо Пуччини 420 5 Свадьба Фигаро Вольфганг Амадей Моцарт  399 6 Тоска Джакомо Пуччини 379 7 Дон Жуан Вольфганг Амадей Моцарт  360 8 Мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини 349 9 Севильский цирюльник Джоаккино Россини 327 10 Риголетто Джузеппе Верди  314 11 Так поступают все женщины Вольфганг Амадей Моцарт 282 12 Любовный напиток Гаэтано Доницетти 218 13 Аида Джузеппе Верди  215 14 Гензель и Гретель Энгельберт Xумпердинк 212 15 Турандот Джакомо Пуччини 206 16 Летучая мышь Иоганн Штраус 200 17 Набукко Джузеппе Верди  183 18 Евгений Онегин Пётр Ильич Чайковский 175 19 Лючия ди Ламмермур Гаэтано Доницетти 170 20 Паяцы Руджеро Леонкавалло 159 21 Похищение из сераля Вольфганг Амадей Моцарт 157 22 Весёлая вдова Франц Легар 149 23 Трубадур Джузеппе Верди  147 24 Фальстаф Джузеппе Верди  144 25 Летучий голландец Рихард Вагнер 137             *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Самые популярные оперные композиторы За пять прошедших сезонов 2005/6 - 2009/10 было посталены работы более 1005 композиторов. Таблица показывает данные по композиторам и работам, которые были заявлены в программу (не обязательно исполненых). Первые три композитора - Верди, Моцарт и Пуччини заметно превосходят следующих за ними композиторов. Бенджамин Бриттен - единственный композитор в числе первых двадцати самых популярных композиторов, который родился уже в 20-м веке. Самым "старым" композитором в списке является Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759)           Самые популярные (исполняемые) композиторы за 5 последних лет. № п/п Композитор Страна кол-во спектаклей всего опер поставлено 1 Джузеппе Верди Италия  2259 29 2 Вольфганг Амадей Моцарт Австрия 2124 26 3 Джакомо Пуччини Италия 1732 13 4 Рихард Вагнер Германия 920 14 5 Джоаккино Россини Италия 772 40 6 Гаэтано Доницетти Италия 713 31 7 Рихард Штраус Германия 512 15 8 Жорж Бизе Франция 485 7 9 Георг Фридрих Гендель Великобритания 463 56 10 Жак Оффенбах Франция 365 34 11 Иоганн Штраус Австрия 322 10 12 Пётр Ильич Чайковский Россия 322 7 13 Бенджамин Бриттен Великобритания 289 19 14 Франц Легар Венгрия 250 11 15 Энгельберт Xумпердинк Германия 221 3 16 Винченцо Беллини Италия 213 8 17 Леош Яначек Чехия 199 10 18 Шарль Гуно Франция 198 7 19 Жюль Массне Франция 193 14 20 Руджеро Леонкавалло Италия 169 7                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Самые оперные города мира в сезоне 2009/10 Количество оперных спектаклей по городам в сезоне 2009-10 гг.. Самым оперным городом является Вена. В топ-100 самых оперных городов городов вошли 47 немецких (почти половина), Россия представлена 3-мя городами - Москва (4), Екатеринбург (42) и Новосибирск (96). Санкт-Петербург расположился на 120 месте среди самых оперных городов мира.                     Общее количество оперных спектаклей по городам (самые оперные города)   № п/п Город Страна кол-во спектаклей население (млн.) 1 Вена Австрия 617 2.30 2 Берлин Германия 521 3.44 3 Лондон Великобритания 491 8.28 4 Москва Россия 427 11.55 5 Гамбург Германия 379 1.77 6 Нью-Йорк США 357 18.22 7 Париж Франция 352 2.50 8 Прага Чехия 322 1.25 9 Дрезден Германия 317 0.78 10 Мюнхен Германия 306 1.51 11 Будапешт Венгрия 268 1.72 12 Цюрих Швейцария 259 0.37 13 Стокгольм Швеция 220 1.95 14 Мадрид Испания 215 3.27 15 Франкфурт Германия 211 1.50 16 Сидней Австралия 197 4.50 17 Копенгаген Дания 193 1.18 18 Кёльн Германия 191 1.02 19 Штутгарт Германия 180 0.60 20 Лейпциг Германия 179 0.52                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      


Новости оперы

Самарский театр оперы и балета - 80 лет!

1 июня 2011 года Самарский академический театр оперы и балета празднует свое 80-летие. Театр (под названием Средне-Волжская краевая опера) открылся 1 июня 1931 г. оперой М. Мусоргского «Борис Годунов».

С самого начала творческий уровень его был необычно высок для периферийного театра. У истоков театра стояли выдающиеся московские и ленинградские деятели музыкального и театрального искусства. Музыкальным руководителем театра и дирижером в течение первых двух сезонов был Антон Эйхенвальд – высокоодаренный дирижер, композитор, ученик С.И. Танеева и Н.А. Римского-Корсакова. С ним в театр пришли высокие традиции русского оперного искусства XIX века. Оперные и балетные спектакли 30-х гг. ставят режиссер И. Просторов, хормейстер В. Кропивницкий, известные дирижеры Н. Шкаровский, И. Зак, балетмейстер, блестящий представитель петербургской балетной школы Н. Данилова.

Театр гордится замечательным прошлым и отдает дань памяти «первопроходцам», входя в девятое десятилетие своего существования.

Праздничный фестиваль оперного и балетного искусства посвященный 80-тетию Самарского театра оперы и балета  "Слава восьми десятилетий" откроется 1 июня 2011 года гала-концертом с залихватским зазванием "... Сзывать народ на пир! ... Все - гости дорогие!". Фестиваль продлится месяц и в рамках праздничных мероприятий зрителей ждут премьеры оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина и балетов "Спящая красавица" П.И.Чайковского и "Анюта" В.Гаврилина, а также концерты по проекту "Тенора XXI века" - "Александ Сибирцев Приглашает друзей" с ариями и сценами из опер русских и зарубежных композиторов" и "Под солнцем Неаполя" с популярными неаполитанскими песнями. Юные зрители и их родители с удовольствием посмотрят музыкальную сказку на музыку Ж.Буржуа "Динь-дон, я - ваша мама!" по мотивам сказки "Волк и семеро козлят".

Пора отдохнуть

 

 

Интересные материалы по теме