Лучшие певицы

Аннет Даш Аннет Даш (Annette Dasch) - немецкая оперная певица, сопрано. Одна из ведущих современных немецких оперных певиц. Аннете Даш родилась 24 марта 1976 года в Берлине. Родители Аннет, отец, судья, а мать изучала медицину, любили музыку и привили эту любовь своим четырём детям. Дома, традиционно, все члены семьи вместе музицировали и пели, повзрослев, все дети стали профессиональными музыкантами: старшая дочь - концертирующей пианисткой, младшие братья - один - певцом, бас-баритон, член классического поп-квинтета "Adoro", второй - музыкальным педагогом. С детства Аннете выступала в школьном вокальном ансамбле и мечтала стать рок-певицей. Также она была активным скаутом, до сих пор  любит пешие походы и туризм. В 1996 году Аннете переехала в Мюнхен, чтобы академически изучать вокал в Мюнхенской высшей школе музыки и театра. В 1998/99 годах она также прошла музыкально-драматические курсы в Университете музыки и театра в Граце (Австрия). Международный успех пришёл в 2000 году, когда она выиграла три крупных международных вокальных соревнования - конкурс Марии Каллас в Барселоне, конкурс песен Шумана в Цвиккау и конкурс в Женеве.  С тех пор она выступает на самых лучших оперных сценах Германии и мира - в Баварской, Берлинской, Дрезденской государственных операх, в Парижской опере и в театре на Елисейских полях, в Ла Скала, Ковент-Гардене, Токийской опере, в Метрополитен-опере и многих других. В 2006, 2007, 2008 годах она выступала на Зальцбургском фестивале, в 2010, 2011 - на Вагнеровском фестивале в Байороте.
Диапазон ролей Аннете Даш достаточно широк, в том числе включает партии Армиды ("Армида", Гайдн) Гретель ("Гензель и Гретель", Хумпердинк), Девушки-гусыни ("Королевские дети", Хумпердинк), Фьордилиджи ("Так поступают все", Моцарт), Эльвиры ("Дон Жуан", Моцарт), Электры ("Идоменей", Моцарт), Графини ("Женитьба Фигаро", Моцарт), Памины ("Волшебная флейта", Моцарт), Антонии ("Сказки Гофмана", Оффенбах), Лю ("Турандот", Пуччини), Розалинды ("Летучая мышь", Штраус), Фрейи ("Золото Рейна", Вагнер), Эльзы ("Лоэнгрин", Вагнер) и др. Аннете Даш не только оперная певица, она еще исполняет оратории, выступает с концертами. В её репертуаре песни Бетховена, Бриттена, Гайдна, Глюка, Генделя, Шумана, Малера, Мендельсона и другие. Свои последние концерты певица провела во всех крупных европейских городах (например, в Берлине, Барселоне, Вене, Париже, Лондон, Парме, Флоренции, Амстердаме, Брюсселе), выступала на фестивалях Шубертиада в Шварценберге, фестивалях старинной музыке в Инсбруке и Нанте, а также других престижных фестивалях. С 2008 года Аннете Даш ведет своё, очень популярное, телевизионное развлекательное музыкальное шоу "Даш-салон", наименование которого по-немецки созвучно слову  "прачечная" (Waschsalon). Сезон 2011/2012 Аннете Даш открыла европейским турне с сольными концертами, ближайшие оперные обязательства включают роль Эльвиры из "Дон Жуана" весной 2012 в Метрополитен-опере, затем роль Мадам Помпадур в Вене, гастроли с Венской оперой в Японии с ролью в "Весёлой вдове", также очередное выступление на Байоротском фестивале.
Ольга Бородина Ольга Владимировна Бородина - российская оперная певица, меццо-сопрано. Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ. Лауреат Премии Грэмми 2011 года. Солистка Мариинского театра. Ольга Владимировна Бородина родилась 29 июля 1963 года, в Санкт-Петербурге. Отец - Бородин Владимир Николаевич (1938-1996). Мать - Бородина Галина Федоровна. Училась в Ленинградской консерватории в классе Ирины Богачевой. В 1986 году стала победительницей I Всероссийского конкурса вокалистов, а через год приняла участие в XII Всесоюзном конкурсе молодых вокалистов имени М. И. Глинки и получила первую премию. С 1987 года - в труппе Мариинского театра, дебютной ролью в театре стала роль Зибеля в опере Шарля Гуно «Фауст». В дальнейшем на сцене Мариинского театра пела партии Марфы в «Хованщине» Мусоргского, Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Ольги в «Евгении Онегине», Полины и Миловзора в «Пиковой даме» Чайковского, Кончаковны в «Князе Игоре» Бородина, Элен Курагиной в «Войне и мире» Прокофьева, Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского.
 С начала 1990-х годов востребована на сценах лучших театров мира - «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», опера Сан-Франциско, «Ла Скала». Работала со многими выдающимися дирижерами современности: помимо Валерия Гергиева, с Бернардом Хайтинком, Колином Дэвисом, Клаудио Аббадо, Николаусом Арнонкуром, Джеймсом Ливайном. Ольга Бородина - лауреат многих престижных международных конкурсов. В их числе вокальный конкурс им. Розы Понсель (Нью-Йорк) и Международный конкурс Франсиско Виньяса (Барселона), победа на которых принесла ей признание критиков Европы и Соединенных Штатов. Также началом международной известности Ольги Бородиной послужил дебют на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден («Самсон и Далила», 1992) после которого певица заняла достойное место в ряду наиболее выдающихся певиц современности и стала появляться на сценах всех крупных театров мира.  После дебюта в Ковент-Гарден Ольга Бородина выступила на сцене этого театра в спектаклях «Золушка», «Осуждение Фауста», «Борис Годунов» и «Хованщина». Впервые выступив в оперном театре Сан-Франциско в 1995 году («Золушка»), она позднее исполнила на его сцене партии Любаши («Царская невеста»), Далилы («Самсон и Далила») и Кармен («Кармен»). В 1997 году состоялся дебют певицы в театре Метрополитен-опера (Марина Мнишек, «Борис Годунов»), на сцене которого она поет свои лучшие партии: Амнерис в «Аиде», Полину в «Пиковой даме», Кармен в одноименной опере Бизе, Изабеллу в «Итальянке в Алжире» и Далилу в «Самсоне и Далиле». На исполнении последней оперы, открывавшем в Метрополитен-опера сезон 1998-1999 гг., Ольга Бородина выступила совместно с Пласидо Доминго (дирижер - Джеймс Ливайн). Также Ольга Бородина выступает на сценах Вашингтонского оперного театра и Лирик-оперы Чикаго. В 1999 году она впервые выступила в Ла Скала («Адриенна Лекуврер»), а позже, в 2002 году, исполнила на этой сцене партию Далилы («Самсон и Далила»). В Парижской опере она исполняет партии Кармен («Кармен»), Эболи («Дон Карлос») и Марины Мнишек («Борис Годунов»). Среди других европейских ангажементов певицы - «Кармен» с Лондонским симфоническим оркестром и Колином Дэвисом в Лондоне, «Аида» в Венской государственной опере, «Дон Карлос» в парижской Опера Бастиль и на Зальцбургском фестивале (на котором она дебютировала в 1997 году в «Борисе Годунове»), а также «Аида» в Королевском оперном театре Ковент-Гарден.  Ольга Бородина регулярно участвует в концертных программах крупнейших оркестров мира, среди которых симфонический оркестр театра Метрополитен-опера под управлением Джеймса Ливайна, Роттердамский филармонический оркестр, симфоническим оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и многие другие коллективы. Ее концертный репертуар включает меццо-сопрановые партии в Реквиеме Верди, кантате «Смерть Клеопатры» и симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, кантатах «Иван Грозный» и «Александр Невский» Прокофьева, Stabat Mater Россини, «Пульчинелле» Стравинского, а также вокальный цикл Равеля «Шехеразада» и «Песни и пляски смерти» Мусоргского. С камерными программами Ольга Бородина выступает в лучших концертных залах Европы и США - Вигмор-холле и Барбикан-центре (Лондон), венском Концертхаусе, мадридском Национальном Концерт-холле, амстердамском Концертгебау, Академии Санта-Чечилия в Риме, Дэвис-холле (Сан-Франциско), на Эдинбургском и Людвигсбургском фестивалях, а также на сценах Ла Скала, женевского Большго театра, Гамбургской государственной оперы, Театра Елисейских полей (Париж) и театра Лисео (Барселона). В 2001 году она дала сольный концерт в Карнеги-холле (Нью-Йорк) с Джеймсом Ливайном в качестве концертмейстера. В сезоне 2006-2007 гг. Ольга Бородина участвовала в исполнении Реквиема Верди (Лондон, Равенна и Рим; дирижер - Риккардо Мути) и концертном исполнении оперы «Самсон и Далила» в Брюсселе и на сцене амстердамского Концертгебау, а также исполнила «Песни и пляски смерти» Мусоргского с Национальным оркестром Франции. В сезоне 2007-2008 гг. она исполнила партию Амнерис («Аида») на сцене Метрополитен-опера и партию Далилы («Самсон и Далила») в оперном театре Сан-Франциско. Среди достижений сезона 2008-2009 гг. - выступления в Метрополитен-опера («Адриенна Лекуврер» с Пласидо Доминго и Марией Гулегиной), Ковент-Гардене (Реквием Верди, дирижер - Антонио Паппано), Вене («Осуждение Фауста», дирижер - Бертран де Билли), Театро Реал («Осуждение Фауста»), а также участие в фестивале в Сен-Дени (Реквием Верди, дирижер - Риккардо Мути) и сольные концерты в лиссабонском Гульбенкян-фонде и Ла Скала. Дискография Ольги Бородиной включает более 20 записей, среди которых оперы «Царская невеста», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Война и мир», «Дон Карлос», «Сила судьбы» и «Травиата», а также «Всенощное бдение» Рахманинова, «Пульчинелла» Стравинского, «Ромео и Джульетта» Берлиоза, записанные совместно с Валерием Гергиевым, Бернардом Хайтинком и сэром Колином Дэвисом (Philips Classics). Кроме того, фирмой Philips Classics осуществлены сольные записи певцы, среди которых «Романсы Чайковского» (диск, получивший премию «Лучшая дебютная запись 1994 года» каннского жюри Classical Music Awards), «Песни желания», «Болеро», альбом оперных арий совместно с оркестром Национальной оперы Уэльса под управлением Карло Рицци и двойной альбом «Портрет Ольги Бородиной», составленный из песен и арий. В числе других записей Ольги Бородиной - «Самсон и Далила» вместе с Хосе Кура и Колином Дэвисом (Erato), Реквием Верди с хором и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, «Аида» с Венским филармоническим оркестром под управлением Николауса Арнонкура и «Смерть Клеопатры» Берлиоза с Венским филармоническим оркестром и маэстро Гергиевым (Decca).   Источник: http://www.mariinsky.ru/  
Суми Чо Суми Чо (Jo Sumi) - корейская оперная певица, колоратурное сопрано. Самая известная оперная певица родом из юго-восточной азии. Суми Чо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле, Южная Корея. Настоящее имя Суджон Чо (Jo Sugyeong). Её мать была певицей и пианистом-любителем, но не смогла получить профессионального музыкального образования в связи в политической ситуацией в Корее в 1950-х. Она была преисполнена решимости дать дочери хорошее музыкальное образование. Суми Чо начала занятия на фортепиано в 4 года и вокальное обучение с 6-летнего возраста, еще в детстве ей иногда приходилось проводить до восьми часов на занятиях музыкой. В 1976 году Суми Чо поступила в сеульскую школу искусств (частная академия) "Сан Хва", которую закончила в 1980 году с дипломами по специальностям вокал и фортепиано. В 1981-1983 годах продолжила своё музыкальное образование в Сеульском национальном университете. Во время учебы в университете состоялся первый профессиональный дебют Суми Чо, она  выступила в нескольких концертах, организованных корейским телевидением, и исполнила партию Сюзанны в "Свадьбе Фигаро" в Сеульской опере. В 1983 году Чо решила оставить Сеульский университет и переехала в Италию для изучения музыки в старейшем музыкальном учебном заведении - Национальной академии Святой Чечилии в Риме,  закончила её с отличием. Среди её итальянских учителей были Карло Бергонци и Джанелла Борелли. Во время учебы в академии Чо можно было часто услышать в концертах в разных итальянских городах, а также на радио и телевидении. Именно в это время Чо решила использовать имя "Суми" как свой сценический псевдоним, чтобы быть более понятной европейской аудитории. В 1985 году она закончила академию со специализацией  по фортепиано и вокалу.
 После академии она брала вокальные уроки у Элизабет Шварцкопф и выиграла несколько вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Претории и самый важный в 1986 году, международный конкурс в Вероне, в котором могли участвовать только победители других значимых муждународных конкурсов, так сказать, лучшие из лучших молодых певцов. Европейский оперный дебют Суми Чо состоялся в 1986 году в роли Джильды в "Риголетто", в театре имени Джузеппе Верди в Триесте. Это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна, который пригласил её на роль пажа Оскара в опере "Бал-маскарад" с участием Пласидо Доминго, постановка которой прошла на Зальцбургском фестивале в 1987 году. Следующие годы Суми Чо неуклонно шла к оперному Олимпу, постоянно расширяя географию своих выступлений и изменяя репертуар от небольших ролей до главных. В 1988 году Суми Чо дебютировала в Ла-Скала и в Баварской государственной опере, в 1989 - в Венской государственной опере и Метрополитен-опере, в 1990 - в Чикагской лирик опере и Ковент-Гардене. Суми Чо стала одной из самых востребованных сопрано современности и остаётся в этом статусе до сегодняшнего дня. Зрители любят её за светлый, теплый, гибкий голос, а также за оптимизм и светлый юмор на сцене и в жизни. Она легка и свободна на сцене, придавая каждому своему выступлению тонкие восточные узоры. Суми Чо побывала во всех странах мира, где любят оперу, в том числе и несколько раз в России, последнее посещение было в 2008 году, когда они в дуэте с Дмитрием Хворостовским в рамках гастрольного турне объехали несколько стран. У неё плотный рабочий график, включающий оперные постановки, концертные программы, работу со звукозаписывающими компаниями. Дискография Суми Чо в настоящее время имеет более 50 записей, в том числе десять сольных альбомов и диски в стиле кроссовер. Наиболее известны два её альбома - в 1992 году она удостоена премии "Грэмми" в номинации "Лучшая оперная запись" за оперу Р.Вагнера "Женщина без тени" с Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Джулией Варади, Пласидо Доминго, дирижёр Георг Шолти, и альбом с оперой "Бал-маскарад" Дж.Верди, получивший приз от Немецкого Граммофона.

Лучшие оперные театры

Национальный центр исполнительских искусств (Пекин) Национальный центр исполнительских искусств (по китайски Национальный Большой театр), называемый "Яйцо", - современный оперный театр в Пекине, Китай. Считается одним из современных чудес света, имеет форму эллипсоида, сделан из стекла и титана и полностью окружён искусственным озером. Построен в 2007 году.   Национальный центр исполнительских искусств находится в Пекине, в непосредственной близости (чуть западнее)  от площади Тяньаньмэнь (главная площадь Пекина и самая большая в мире) и Дома народных собраний (китайский парламент) и неподалёку от Запретного города (исторический дворцовый комплекс). Построен по проекту французского архитектора Поля Андре и задумывался  похожим на плавающее в воде яйцо или на каплю воды, этот футуристический дизайн вызвал в своё время много споров о его строительстве в историческом центре Пекина. Действительно, легкоузнаваемый, знаковый облик Национального центра исполнительских искусств представляет резкий контраст с его окрестностями, что делает его очень привлекательным.   Строительство Центра началось в декабре 2001 года, в декабре 2007 года он был открыт. Открылся этот новейший чудо-театр русской исторической оперой "Князь Игорь” А.П. Бородина, в исполнении оркестра, хора и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. 
Архитектурный ансамбль включает в себя главное здание, подземные и подводные коридоры, подземную автостоянку, искусственное озеро и зеленые насаждения. Главный купол вытянут с востока на запад и имеет в длину 212 метров, в ширину 144 метра и в высоту 46 метров. Он сделан из более 18000 титановых пластин и более 1200 листов прозрачного стекла, что создает яркий визуальный эффект. Подземная часть Центра уходит на глубину 32,5 метров (как 10-ти этажное здание) и является самым глубоким в Пекине. Общая площадь комплекса 118900 кв.м., площадь здания 219400 кв.м. Центр полностью окружен искусственным озером и все входы в него только под землёй, использование современных технологий делает озеро незамерзающим и чистым (без водорослей) круглый год. Вокруг озера зелёный сквер, в котором люди могут спокойно отдохнуть от городского шума.   Внутри здания находятся три основных зала - оперный, концертный и театральный, связанные воздушными коридорами, также в Национальном Центре находятся галерея, выставочный зал, конференц-залы, библиотека, кафе и другие помещения. Оперный зал на 2416 мест самый красивый, предназначен для оперных, балетных постановок и танцевальных шоу, имеет преимущественно золотистый цвет. Его стены позволяют использовать их в качестве декораций для погружения в творческую атмосферу. Концертный зал рассчитан на 2017 мест для классических концертов симфонического оркестра и китайской национальной музыки, имеет элегантный серебристый оттенок. В актовом зале установлен крупнейший в Азии орган с 6500 трубами. Театральный зал на 1040 мест, без оркестровой ямы, построен в китайском традиционном стиле и предназначен в первую очередь для народных драматических и музыкальных постановок. Все залы тщательно разрабатывались для совершенной интеграции архитектуры и акустики.            
Самарский театр оперы и балета Самарский академический театр оперы и балета - музыкальный театр в Самаре, Россия. Самарский академический театр оперы и балета – один из крупнейших российских музыкальных театров. Открытие театра состоялось 1 июня 1931 года оперой Мусоргского «Борис Годунов». У истоков его стояли выдающиеся российские музыканты - ученик Танеева и Римского-Корсакова, дирижер и композитор Антон Эйхенвальд, дирижер Большого театра Арий Пазовский, известный российский дирижер Исидор Зак, режиссер Большого театра Иосиф Лапицкий. Вписали свои имена в историю театра такие мастера, как дирижеры Савелий Бергольц, Лев Оссовский, режиссер Борис Рябикин, певцы Александр Дольский, народный артист УССР Николай Полудённый, народный артист России Виктор Черноморцев, народная артистка РСФСР, будущая солистка Большого театра Наталья Шпиллер, Лариса Борейко и многие другие.
Балетную труппу возглавила солистка Мариинского театра, участница легендарных дягилевских сезонов в Париже Евгения Лопухова. Она открыла череду блестящих петербургских хореографов, в разные годы стоявших во главе самарского балета. Балетмейстерами Самарского театра были талантливый хореограф, ученица Агриппины Вагановой Наталья Данилова, легендарная петербургская балерина Алла Шелест, солист Мариинского театра Игорь Чернышёв, народный артист СССР Никита Долгушин. Театр быстро набирает репертуар. В постановках 30-х годов – оперная и балетная классика: оперы Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Россини, Верди, Пуччини, балеты Чайковского, Минкуса, Адана. Большое внимание, соответственно требованиям времени, театр уделяет и современному репертуару. В довоенный период впервые в стране были поставлены оперы «Степь» А. Эйхенвальда, «Таня» Крейтнера, «Укрощение строптивой» Шебалина и др. Смелый творческий эксперимент, обращение к неизвестным или незаслуженно забытым шедеврам присущ театру и в послевоенные годы. В его афишах - десятки названий, от классики XVIII в. («Медея» Керубини, «Тайный брак» Чимарозы) и мало исполняемых произведений русских композиторов XIX в. («Сервилия» Римского-Корсакова, «Чародейка» Чайковского, «Елка» Ребикова) до европейского авангарда ХХ в. («Карлик» фон Цемлинского, «Свадебка» Стравинского, «Арлекино» Бузони). Особая страница в жизни театра - сотворчество с современными отечественными авторами. Нашей сцене доверяли свои произведения выдающиеся российские композиторы Сергей Слонимский и Андрей Эшпай, Тихон Хренников и Андрей Петров. Значительнейшим событием, далеко выходящим за пределы самарской культурной жизни, стала мировая премьера оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного», осуществленная великим музыкантом ХХ века Мстиславом Ростроповичем в содружестве с выдающимися мастерами сцены режиссером Робертом Стуруа и художником Георгием Алекси-Месхишвили. К началу Великой Отечественной войны культурная ситуация в городе резко меняется. В октябре 1941 года в Куйбышев/Самару («запасную столицу») эвакуируется Государственный Большой театр СССР. Художественная инициатива переходит к крупнейшим мастерам советской оперной и балетной сцены. За 1941 – 1943 гг. ГАБТ показал в Самаре 14 опер и балетов. На самарской сцене выступали всемирно известные певцы Иван Козловский, Максим Михайлов, Марк Рейзен, Валерия Барсова, Наталья Шпиллер, балерина Ольга Лепешинская, дирижировали Самосуд, Файер, Мелик-Пашаев. До лета 1943 года жил и работал в Куйбышеве коллектив ГАБТ. В благодарность за помощь местных жителей в это трудное время, его артисты и после войны не раз приезжали на Волгу со своими новыми работами, а также с историческим репертуаром военного времени. В 2005 году, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, коллектив Большого театра России подарил самарским зрителям новую встречу со своим искусством. Гастрольные спектакли и концерты (балет Шостаковича «Светлый ручей», опера Мусоргского «Борис Годунов», великая Симфония Победы - Седьмая симфония Шостаковича, концерт духового оркестра и солистов оперы) прошли с триумфальным успехом. Как отметил Генеральный директор Большого театра России А.Иксанов, «Для всего коллектива Большого театра эти гастроли – еще одна возможность выразить глубокую признательность жителям Самары за то, что в тяжелейшее военное время Большой театр обрел здесь второй дом». Вершиной музыкальной жизни Самары ХХ века, поистине историческим событием стало исполнение на сцене Самарского оперного театра Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Великое произведение, отражающее трагические события военного времени, передающее все величие подвига советских воинов, было дописано композитором в декабре 1941 г. в эвакуации в Самаре и исполнено оркестром Большого театра под руководством Самуила Самосуда 5 марта 1942 г. Театр живет интенсивной жизнью. Завершается реконструкция, в афише появляются новые названия, певцы и танцовщики побеждают на престижных международных и всероссийских конкурсах, в труппу вливаются новые творческие силы. Коллектив театра может гордиться концентрацией талантливых, ярких творческих индивидуальностей. Заслуженные артисты России Михаил Губский и Василий Святкин являются солистами не только Самарского театра, но и Большого театра России, Московского театра «Новая опера». В спектаклях Большого театра принимает участие Анатолий Невдах, с успехом выступает на сценах российских и зарубежных театров Андрей Антонов. Уровень оперной труппы доказывается и наличием в ней большого числа «титулованных» певцов: 5 народных артистов, 8 заслуженных артистов, 10 лауреатов международных и всероссийских конкурсов. В труппе много талантливой молодежи, с которой охотно делится секретами мастерства старшее поколение артистов. С 2008 года балетная труппа театра значительно подняла планку. Коллектив театра возглавил заслуженный артист России Кирилл Шморгонер, долгое время украшавший балетную труппу Пермского театра. К. Шморгонер пригласил в театр большую группу своих учеников, выпускников одного из лучших учебных заведений страны – Пермского хореографического училища. Молодые артисты балета Екатерина Первушина и Виктор Малыгин стали лауреатами престижного международного конкурса «Арабеск», целая группа самарских танцовщиков успешно выступила на всероссийском фестивале «Дельфийские игры». За последние годы в театре прошло несколько премьер, получивших большой зрительский резонанс: были поставлены оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Мавра» Стравинского, «Служанка-госпожа» Перголези, «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, хореографическая кантата «Свадебка» Стравинского, балет Гертеля «Тщетная предосторожность». Театр активно сотрудничает в этих постановках с московскими мастерами из Большого театра, Новой оперы, с другими театрами России. Много внимания уделяется постановкам музыкальных сказок для детей. Артисты оперы и балета выступают и на концертной сцене. Среди гастрольных маршрутов театра – Болгария, Германия, Италия, Испания, Китай, города России. Интенсивная гастрольная практика театра позволила познакомиться с последними работами и жителям Самарской области. Яркая страница в жизни театра – фестивали. В их числе фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, международный фестиваль «Басы ХХI века», «Пять вечеров в Тольятти», фестиваль оперного искусства "Самарская весна". Благодаря фестивальным инициативам театра самарские зрители могли познакомиться с искусством десятков крупнейших мастеров отечественного и зарубежного оперного и балетного искусства. Творческие планы театра включают в себя постановки оперы «Князь Игорь», балетов «Дон Кихот», «Спящая красавица». К 80-летию театр планирует показать оперу Мусоргского «Борис Годунов», вернувшись, таким образом, к истокам на новом витке своего исторического развития. На центральной площади города возвышается массивное серое здание – по отзывам искусствоведов, «грандиозный памятник позднего «пилонадного стиля», к которому добавлена брутальная классика», «яркий пример архитектуры 30-х годов». Авторы проекта - ленинградские архитекторы Н.А. Троцкий и Н.Д. Кацеленегбоген, в 1935 году выигравшие конкурс на создание Дворца культуры. Театр размещался в центральной части здания. В левом крыле некоторое время находилась областная библиотека, в правом крыле - спортивная школа и художественный музей. В 2006 году началась реконструкция здания, потребовавшая выселения спортшколы и музея. К 2010 году, юбилейному сезону театра, реконструкция завершилась.   Источник: официальный сайт Самарский театр оперы и балета
Сан-Карло (Неаполь) Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) - оперный театр в Неаполе, Италия. Один из старейших действующих оперных театров в мире. Один из самых больших оперных театров в мире. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Театр Сан-Карло построен по указу Неаполитанского короля Карла VII (в Испании Карл III) из испанской ветви династии Бурбонов, который хотел обеспечить Неаполь новым и большим театром, вместо устаревшего театра Сан-Бартоломео построеного в 1621 году. Сан-Карло был построен по проекту архитекторов Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасале и был открыт 4 ноября 1737 (на 41 год старше Ла Скала в Милане и на 51 год Ла Фениче в Венеции). Интерьер нового театра был в сине-золотых цветах (официальные цвета Бурбонов) и восхищал своей архитектурой, зрительный зал имел пять ярусов и большую королевскую ложу. Первой оперой, поставленной на сцене Сан-Карло, была "Ахилл на Скиросе" Доменико Сарро по пьесе известного поэта и драматурга Пьетро Метастазио.
12 февраля 1816 года театр Сан-Карло был уничтожен пожаром, однако, он был быстро, за девять месяцев, заново отстроен по проекту архитектора Антонио Николини, и меньше, чем через год, 12 января 1817 года, состоялось открытие нового Сан-Карло премьерой оперы Иоганна Симона Майра "Мечта Партенопе". На инаугурации присутствовал известный французский писатель Стендаль, который выразил своё впечатление от театра: "Не существует ничего в Европе, сопоставимым с этим театром, ничто не может дать ни малейшего представления о том, что это такое ..., он ослепляет глаза, он восхищает душу ...". За свою историю театр Сан-Карло пропустил только один полный сезон 1874/75 годов, все остальные многочисленные ремонты и реконструкции, которые делались планово или непланово, как в 1816 году из-за пожара, или в 1943 во время Второй мировой войне, когда театр пострадал от бомбардировок, или в 1969, когда из-за молнии рухнула часть фасада, проводились быстро и театр не пропускал сезоны. Важные этапы в реконструкции театра были в 1844 году, когда изменили интерьер и основными цветами стали красный и золотой, в 1890, когда ввели в эксплуатацию оркестровую яму, и последующие, когда электрофицировали театр и пристроили новое крыло к зданию. В новейшей истории театр постоянно обновляется, последние работы проведены в 2007 и 2008 годах, во время последних реставраций полностью заменены все сиденья, проведена система кондиционирования, позолочены все декоративные рельефы. Количество зрительных мест - 3285.  В 17-18 веках Неополитанская композиторская оперная школа пользовалась большим успехом во всей Европе, как в области оперы-буффа, так и в опере-серии. Представителями этой школы были композиторы Франческо Фео (1691-1761), Никола Порпора (1686-1768), Томмазо Траэтта (1727-1779), Никколо Пиччинни (1728-1800), Леонардо да Винчи (другой) (1690-1730), Паскуале Анфосси (1727-1797), Франческо Дуранте (1684-1755), Никколо Йомелли (1714—1774), Доменико Чимароза (1749-1801), Джованни Паизиелло (1741-1816), Николо Дзингарелли (1752-1837), Джузеппе Гаццанига (1743-1818) и многие другие. Неа поль был одной из столиц европейской музыки и некоторые зарубежные композиторы приезжали специально, чтобы дать премьеру своих произведений в Сан-Карло, среди них Иоганн Адольф Хассе (который позже остался жить в Неаполе), Йозеф Гайдн, Иоганн Христиан Бах, Кристоф Виллибальд Глюк. С 1815 по 1822 год музыкальным и художественным руководителем королевских оперных театров, в том числе Сан-Карло, был Джоаккино Россини. Здесь он провёл премьеры десяти своих опер: "Елизавета, Королева Англии" (1815), "Газета", "Отелло" (1816), "Армида", (1817) "Моисей в Египте", "Риччардо и Зораида" (1818), "Гермиона", "Бьянка и Фальеро", "Эдуард и Кристина", "Дева озера" (1819), "Магомет второй" (1820) и "Зельмира" (1822). В Неаполе Россини познакомился со своей будущей женой - певицей театра Сан-Карло Изабеллой Кольбран. В театре работала (или регулярно выступала) целая плеяда известных певцов, среди них Мануэль Гарсия, сам известный певец и педагог, он отец двух легендарных сопрано своего времени - Марии Малибран и Полины Виардо. Другими известными певцами были Клоринда Корради, Мария Малибран, Джудитта Паста, Джованни Батиста Рубини и два великих француза - Адольф Нурри и Жильбер Дюпре. После Россини художественным руководителем королевских оперных театров стал Гаэтано Доницетти - ещё одна звезда итальянской оперы. На этой должности Доницетти оставался с 1822 по 1838 и написал шестнадцать опер, в том числе "Марию Стюарт" (1834), "Роберто Деверё" (1837), "Полиевкт" (1838) и знаменитую "Лючию ди Ламмермур" (1835).  Винценцо Белини провёл премьеру "Бьянка и Фернандо" в Сан-Карло, Джузеппе Верди представил здесь "Альзиру" (1845) и "Луизу Миллер" (1849), премьера его третьей оперы "Густав III" была запрещена цензурой (и никогда не выходила в первоначальном виде, позже в Риме была представлена переработанная версия под названием "Бал-маскарад"). В двадцатом веке в театре работали и ставили свои оперы такие композиторы и дирижёры, как Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Умберто Джордано, Франческо Чилеа.

Конкурсы вокалистов

"Кардиффские голоса" - Международный конкурс оперных певцов BBC в Кардиффе Международный конкурс оперных певцов BBC в Кардиффе "Кардиффские голоса" или "Певец мира", основан в 1983 году. Место проведения: Кардифф, Уэльс, Великобритания. Конкурс проводится при поддержке Валлийской Национальной Оперы и администрации города и округа Кардифф. Возраст участников: от 18 до 32 лет. Время проведения: июнь. Периодичность: один раз в два года, каждый нечётнный год. Призы и награды (для 2011 года): Победитель конкурса получает 15000 Фунтов стерлингов и памятный подарок. Приз зрительских симпатий 2000 Фунтов стерлингов Приз за выход в финальную часть 2000 Фунтов стерлингов каждый из 20 конкурсантов. Приз за лучшую песню 5000 Фунтов стерлингов. Официальный сайт конкурса: http://www.bbc.co.uk/wales/cardiffsinger/   Список победителей: Валентина Нафорницэ, 2011, Молдавия Екатерина Щербаченко, 2009, Россия Шень Ян, 2007, Китай  Николь Кабелль, 2005, США Томми Хакала, 2003, Финляндия  Marius Brenciu, 2001, Румыния Аня Хартерос, 1999, Германия Гуан Ян, 1997, Китай  Катарина Карнеус, 1995, Швеция Inger Dam-Jensen, 1993, Дания  Гастин Лиза, 1991, Австралия  Дмитрий Хворостовский, 1989, СССР  Валерия Эспозито, 1987, Италия Дэвид Малис, 1985, США Карита Маттила, 1983, Финляндия
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой Учредители: Культурный центр Елены Образцовой. Возраст конкурсантов: 18 - 30 лет. Место проведения: Санкт-Петербург, Россия. Время проведения: август - сентябрь. Периодичность: один раз в два года (I - 1999, II - 2001, III - 2003, IV - 2005, V - 2006, VI - 2007, VII - 2009, VIII - 2011). Призы и награды (для 8-го конкурса): ГРАН-ПРИ - 12 000 Евро   Первая премия - 10 000 Евро Вторая премия - 5 000 Евро Третья премия - 3 000 Евро Участники 3 тура, не ставшие лауреатами, получают дипломы конкурса.  Специальная премия от Елены Образцовой Дирекция конкурса размещается по адресу: Россия, 191025, г. Санкт-Петербург, Невский пр., 65 Культурный центр Елены Образцовой Тел/факс: +7 (812) 575-50-38, 575-72-94  e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // Официальный сайт конкурса: www.obraztsova.org
Международный конкурс камерной музыки Елены Образцовой памяти испанской певицы Кончиты Бадиа Международный конкурс камерной музыки Елены Образцовой памяти испанской певицы Кончиты Бадиа Пятый Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой Россия, Санкт-Петербург, 24 августа – 30 августа 2014 года Малый и Большой Залы Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича (Невский проспект, д. 30; Михайловская ул., д. 2) Учредители Конкурса: Благотворительный Фонд поддержки музыкального искусства «ФОНД ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ» (Москва) Культурный Центр Елены Образцовой (Санкт-Петербург) Председатель жюри – Елена Образцова (Россия) В 2014 году весь мир будет праздновать 75-летний юбилей великой русской певицы Елены Образцовой. В этот знаменательный для певицы год в Санкт-Петербурге состоится два конкурса Елены Образцовой – Международный Конкурс камерной музыки Елены Образцовой памяти Кончиты Бадиа и Пятый Международный Конкурс юных вокалистов Елены Образцовой. Конкурсы пройдут одновременно, с 24 по 30 августа, на сценах Малого и Большого залов Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича.

Интересная информация

Самые оперные страны сезона 2009/10 Общее количество оперных выступлений по странам для сезона 2009/10. В скобках население стран в миллионах. В сезоне 2009/10 прошло около 23000* выступления, Германия бесспорный лидер, на её долю пришлось около трети всех мировых спектаклей.     Общее количество оперных выступлений по странам:   № п/п Страна кол-во выступлений население (млн.) 1 Германия 7892 81.758 2 США 1935 308.746 3 Австрия 1426 8.356 4 Франция 1261 65.822 5 Италия 1206 60.419 6 Великобритания 1120  62.042 7 Швейцария 805 7.786 8 Испания 687 46.030 9 Польша 680  38.192 10 Россия 671 141.927 11 Чехия 553 10.675  12 Швеция 430 9.354 13 Венгрия 384 10.000  14 Австралия 374 22.560  15 Бельгия 284 10.828 16 Нидерланды 250 16.648 17 Дания 248 5.558 18 Словакия 213 5.430 19 Канада 207 34.352 20 Финляндия 176 5.375             *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.    
Самые популярные оперные композиторы За пять прошедших сезонов 2005/6 - 2009/10 было посталены работы более 1005 композиторов. Таблица показывает данные по композиторам и работам, которые были заявлены в программу (не обязательно исполненых). Первые три композитора - Верди, Моцарт и Пуччини заметно превосходят следующих за ними композиторов. Бенджамин Бриттен - единственный композитор в числе первых двадцати самых популярных композиторов, который родился уже в 20-м веке. Самым "старым" композитором в списке является Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759)           Самые популярные (исполняемые) композиторы за 5 последних лет. № п/п Композитор Страна кол-во спектаклей всего опер поставлено 1 Джузеппе Верди Италия  2259 29 2 Вольфганг Амадей Моцарт Австрия 2124 26 3 Джакомо Пуччини Италия 1732 13 4 Рихард Вагнер Германия 920 14 5 Джоаккино Россини Италия 772 40 6 Гаэтано Доницетти Италия 713 31 7 Рихард Штраус Германия 512 15 8 Жорж Бизе Франция 485 7 9 Георг Фридрих Гендель Великобритания 463 56 10 Жак Оффенбах Франция 365 34 11 Иоганн Штраус Австрия 322 10 12 Пётр Ильич Чайковский Россия 322 7 13 Бенджамин Бриттен Великобритания 289 19 14 Франц Легар Венгрия 250 11 15 Энгельберт Xумпердинк Германия 221 3 16 Винченцо Беллини Италия 213 8 17 Леош Яначек Чехия 199 10 18 Шарль Гуно Франция 198 7 19 Жюль Массне Франция 193 14 20 Руджеро Леонкавалло Италия 169 7                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Самые оперные города мира в сезоне 2009/10 Количество оперных спектаклей по городам в сезоне 2009-10 гг.. Самым оперным городом является Вена. В топ-100 самых оперных городов городов вошли 47 немецких (почти половина), Россия представлена 3-мя городами - Москва (4), Екатеринбург (42) и Новосибирск (96). Санкт-Петербург расположился на 120 месте среди самых оперных городов мира.                     Общее количество оперных спектаклей по городам (самые оперные города)   № п/п Город Страна кол-во спектаклей население (млн.) 1 Вена Австрия 617 2.30 2 Берлин Германия 521 3.44 3 Лондон Великобритания 491 8.28 4 Москва Россия 427 11.55 5 Гамбург Германия 379 1.77 6 Нью-Йорк США 357 18.22 7 Париж Франция 352 2.50 8 Прага Чехия 322 1.25 9 Дрезден Германия 317 0.78 10 Мюнхен Германия 306 1.51 11 Будапешт Венгрия 268 1.72 12 Цюрих Швейцария 259 0.37 13 Стокгольм Швеция 220 1.95 14 Мадрид Испания 215 3.27 15 Франкфурт Германия 211 1.50 16 Сидней Австралия 197 4.50 17 Копенгаген Дания 193 1.18 18 Кёльн Германия 191 1.02 19 Штутгарт Германия 180 0.60 20 Лейпциг Германия 179 0.52                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      


Новости оперы

Шик и блеск Большого театра

Реставраторы завершили работы в зрительном зале Большого театра и начали украшать хрусталем знаменитую люстру.


Впервые с момента своей реставрации зрительный зал Большого театра предстал во всей красе - с декора из папье-маше сняли защитную пленку, и зал в прямом смысле засиял золотом, передает ИТАР ТАСС. Мастера восстановили декор в том виде, каким его изначально задумал Альберт Кавос. Объемные элементы покрывали по специальной технологии, которая позволит столетиями сохранять эффект металлического блеска.

Декор из папье-маше наряду с резонансной елью и формой зрительного пространства в виде скрипки составлял одну из тайн удивительной акустики Большого театра. Именно из этого материала, благодаря его хорошим звукоотражающим свойствам, были сделаны украшения лож и ярусов в 1856 году.

Рабочие уже заканчивают создание оркестровой ямы театра. Она будет именно такой, какой ее задумал Альберт Кавос - под деревянным полом находится пустое пространство для усиления акустики. В центре зала специалисты украшают хрусталем старинную восьмиметровую люстру, убранство которой насчитывает 15 тысяч подвесок. После этого ее поднимут вверх, где она займет свое место под отреставрированным плафоном "Аполлон и музы".

Реконструкция Большого театра началась в 2005 году, его торжественное открытие состоится осенью этого года.

 

Источник: Радио Культура

Пора отдохнуть