Лучшие певицы

Елена Образцова Елена Васильевна Образцова - советская и российская оперная певица, меццо-сопрано. Народная артистка СССР, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Одна из знаменитых певиц нашего времени. Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в Устюжну. Музыка была неотъемлемой частью детства Елены, у её отца, инженера по профессии, был красивый баритон и к тому же он хорошо играл на скрипке - ей навсегда запомнились музыкальные домашние вечера. В 1948-1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров им. А.А. Жданова (руководитель хора - М.Ф. Заринская). В 1954 -1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П.И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М.А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Елена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова. В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки и золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. 17 декабря 1963 года, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского "Борис Годунов".
В 1964 году экстерном закончила Лениградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу профессора А.А. Григорьевой (оперный класс А.Н. Киреева). Председатель выпускной комиссии Софья Петровна Преображенская поставила Елене Образцовой 5 с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет. В этом же году она стала постоянной солисткой Большого театра. Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. В 1964 году Елена Образцова в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала в роли Марфы в опере "Хованщина" и в роли Мари в опере "Война и мир". Выступления Образцовой в Италии прошли с большим успехом, и в 1977 году её пригласили открыть 200 юбилейный сезон в Ла Скала в роли Принцессы Эболи в опере "Дон Карлос" Дж. Верди. В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля "Борис Годунов" Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители, спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы. Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в "Трубадуре" - спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско, её партнерами были Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова, уже в статусе приглашенной солистки "Метрополитен-опера", вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в "Аиде" Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в "Метрополитен". Тор Экерт, критик Нью-Йорк Таймс, тогда написал: "Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы - Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения". Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме "Сельская честь" (1982). "В моей жизни, - писал Дзеффирелли, - были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма "Сельская честь" сотворила чудо". Всего в репертуаре Елены Образцовой 86 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века, многие её роли стали живой классикой современной оперной сцены: Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1963), Гувернантка, Полина, Миловзор (1964), Графиня (1965, "Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста", 1967), Кончаковна ("Князь Игорь", 1968), Марфа ("Хованщина", 1968). Любава ("Садко", 1979), Амнерис ("Аида", 1965), Азучена ("Трубадур", 1972), Эболи ("Дон Карлос",1973), Сантуцца ("Сельская честь",1977), Ульрика ("Бал-маскарад", 1977), Принцесса де Буйон ("Адриенна Лекуврер", 1977), Адальжиза ("Норма", 1979), Джованна Сеймур ("Анна Болейн", 1982), Орфей ("Орфей и Эвридика", 1984), Нерис ("Медея", 1989), Леонора ("Фаворитка", 1992), Герцогиня ("Сестра Анжелика", 1992), Кармен ("Кармен", 1972), Шарлотта ("Вертер",1974), Далила ("Самсон и Далила",1974), Иродиада ("Иродиада", 1990), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена, 1965), Женя Комелькова ("Зори здесь тихие" К. Молчанова, 1975), Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Б.Бартока, 1978), Иокаста ("Царь Эдип" И.Стравинского, 1980), Еудосия ("Пламя" О.Респиги, 1990); С.Прокофьева: Фрося ("Семен Котко", 1970), Княжна Марья (1964), Элен Безухова (1971), Ахросимова (2000, "Война и мир"), Бабуленька ("Игрок", 1996), Граф Орловский ("Летучая мышь", 2003) и другие. Помимо оперных ролей Елена Образцова ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. Репертуар ее сольных концертов включает в себя музыку более чем 100 русских и зарубежных композиторов: М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, Н.А.Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Шумана, Р.Штрауса, Р.Вагнера, Й.Брамса, К.Вайль, Г.Малера, Г.Доницетти, Дж.Верди, Дж.Пуччини, П.Масканьи, Ж.Бизе, Ж.Массне, К.Сен-Санса и др., а также русские песни и старинные романсы. Она участвовала в исполнении ораторий, кантат, месс, произведений русской духовной музыки. Новые яркие штрихи к её таланту добавили джазовые композиции. В 1986 году она дебютровала в качестве режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Ж. Массне "Вертер". Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах "Веселая вдова", "Моя Кармен", "Сельская честь" и "Тоска" и др. С 1973 по 1994 год Елена Образцова преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. С 1984 года - профессор. С 1992 года преподает в Токийской музыкальной академии "Мусашино"; дает мастер-классы в Европе и Японии, в Академии молодых оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Являлась и является членом жюри многих международных конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве, Международного конкурса вокалистов в Марселе, Международного конкурса имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, Международного конкурса имени Ферручио Тельявини в Дойчландсберге, Международного конкурса оперных певцов Монтсеррат Кабалье. В сентябре 1999 года в Санкт-Петербурге состоялся 1-й Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, в 2011 году - 8-й конкурс. Еленой образцовой записано более 50 дисков, среди них оперы, оратории, кантаты, сольные диски с произведениями камерной и оперной музыки. В последние годы выпущены "живые записи", представляющие особую ценность. С июня 2007 года по октябрь 2008 года занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывшего Театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге). Сейчас в Санкт-Петербурге руководит культурным центром, названным её именем, где работает с молодыми исполнителями. 24 октября 1981 года открыта малая планета № 4623, которая получила имя "Образцова".
Элина Гаранча Элина Гаранча (Elina Garanca) - латвийская певица (меццо-сопрано), одна из ведущих оперных певиц современности. Элина Гаранча родилась 16 сентября 1976 в Риге в семье музыкантов, её отец - хоровой режиссер, а мать, Анита Гаранча - профессор Латвийской музыкальной академии, доцент Латвийской академии культуры, преподаватель вокала  в Латвийской Национальной опере. В 1996 году Элина Гаранча поступила в Латвийскую музыкальную академию в Риге, где занималась вокалом с Сергеем Мартыновым, а с 1998 года продолжила обучение у Ирины Гаврилович в Вене, а затем у Вирджинии Зеани в США. Одним из наиболее глубоко повлиявших на Элину событий во время учебы стало исполнение в 1998 году партии Джейн Сеймур из оперы "Анна Болейн" Гаэтано Доницетти - Гаранча разучила роль за десять дней и обнаружила глубокую симпатию к репертуару бельканто. После окончания обучения Гаранча дебютировала на профессиональной оперной сцене в Государственном театре Южной Тюрингии в городе Майнинген, Германия, с ролью Октавиана в "Кавалере розы". В 1999 году она стала победительницей Конкурса вокалистов имени Мириам Хелин в Хельсинки, Финляндия. В 2000 Элина Гаранча выиграла главный приз в Латвийском национальном конкурсе исполнителей, а затем была принята в труппу и работала во Франкфуртской опере, где исполнила роли Второй Леди в "Волшебной флейте", Гензель в опере Хумпердинка "Гензель и Гретель" и Розины в "Севильском цирюльнике". В 2001 году стала финалисткой престижного международного состязания оперных певцов в Кардиффе и выпустила дебютный сольный альбом с программой оперных арий.
Международный прорыв молодой певицы произошел в 2003 году на Зальцбургском фестивале, когда она спела партию Аннио в постановке моцартовской оперы "Милосердие Тита" под управлением Николауса Арнонкура. Вслед за этим выступлением пришел успех и многочисленные ангажементы. Основным местом работы стала Венская государственная опера, в которой Гаранча исполняла партии Шарлотты в "Вертере" и Дорабеллы в "Так поступают все" в 2003-2004 годах. Во Франции она сначала появилась в Театре Елисейских Полей (Анжелина в "Золушке" Россини), а затем – в Парижской опере (Опера Гарнье) в роли Октавиана. В 2007 году Элина Гаранча впервые выступила на главной оперной сцене своего родного города Риги в Латвийской национальной опере с партией Кармен. В том же году прошли ее дебюты в Берлинской государственной опере (Секст) и в Королевском театре "Ковент-Гарден" в Лондоне (Дорабелла), а в 2008-м – в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке с ролью Розины в "Севильском цирюльнике" и в Баварской опере в Мюнхене (Адальджиза). В настоящее время Элина Гаранча выступает на сценах ведущих мировых оперных театров и концертных площадок как одна из самых ярких музыкальных звезд благодаря своему красивому голосу, музыкальности и убедительному драматическому дарованию. Критики отмечали легкость, скорость и абсолютный комфорт, с которым Гаранча владеет своим голосом, и успех, с которым она применила современную вокальную технику к сложному россиниевскому репертуару начала 19-го века. Элина Гаранча обладает солидной коллекцией аудио- и видеозаписей, в числе которых удостоенная музыкальной премии "Грэмми" запись оперы Антонио Вивальди "Баязет" под управлением Фабио Бьонди, где Элина исполнила партию Андроника. Элина Гаранча замужем за английским дирижером Карелом Марком Чичоном и пара ожидает своего первого ребенка в конце октября 2011 года.
Рита Штрайх Рита Штрайх (Rita Streich) (18 декабря 1920 - 20 марта 1987) - одна из самых почитаемых и записываемых немецких оперных певиц 40-60-х годов 20-го века, сопрано. Рита Штрайх родилась в Барнауле, в Алтайском крае, Россия. Её отец Бруно Штрайх, ефрейтор немецкой армии, попал в плен на фронтах Первой мировой войны и был отравлен в Барнаул, где встретил русскую девушку, будущую мать известной певицы Веру Алексееву. 18 декабря 1920 года у Веры и Бруно родилась дочь Маргарита Штрайх. Вскоре Советская власть разрешила немецким военнопленным вернуться домой и Бруно вместе с Верой и Маргаритой отправились в Германию. Благодаря своей русской матери Рита Штрайх неплохо говорила и пела по-русски, что было очень полезно для её карьеры, в тоже время из-за её "не чистого" немецкого языка в начале были некоторые проблемы с фашистским режимом. Вокальные данные Риты обнаружились рано, начиная с младших классов она была ведущим исполнителем на школьных концертах, на одном из которых её заметила и взяла к себе на обучение в Берлин великая немецкая оперная певица Эрна Бергер. Также в разное время среди её учителей были известный тенор Вилли Домграф-Фасбендер и сопрано Мария Ифогюн.
Дебют Риты Штрайх на оперной сцене состоялся в 1943 году в городе Оссиг (Aussig, ныне Усти-над-Лабем, Чехия) с ролью Зербинетты в опере "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса. В 1946 году состоялся дебют Риты в Берлинской государственной опере, в основной труппе, с партией Олимпии в "Сказках Гофмана" Жака Оффебаха. После этого начался взлёт её сценической карьеры, которая продолжалась до 1974 года. В Берлинской опере Рита Штрайх оставалась до 1952 года, затем переехала в Австрию и провела почти двадцать лет на сцене Венской оперы. Здесь же она вышла замуж и в 1956 родила сына. Рита Штрайх обладала ярким колоратурным сопрано и легко исполняла самые сложные партии в мировом оперном репертуаре, её называли "немецкий соловей" или "венский соловей". За свою долгую карьеру Рита Штрайх выступала и во многих мировых театрах - она имела контракты с "Ла Скала" и баварским радио в Мюнхене, пела в Ковент-Гардене, Парижской опере, а также Риме, Венеции, Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, побывала в Японии, Австралии и Новой Зеландии, выступала на Зальцбургском, Байрейтском и Глайндборнском оперных фестивалях. Её репертуар включал практически все значимые оперные партии для сопрано - она была известна как лучшая исполнительница ролей Королевы ночи в "Волшебной флейте" Моцарта, Аннхен в "Вольном стрелке" Вебера и других. В её репертуар входили, в том числе, произведения русских композиторов, которые она исполняла на русском языке. Также её считали великолепным интерпретатором опереточного репертуара и народных песен и романсов. Она работала с лучшими оркестрами и дирижёрами Европы, записала 65 крупных грампластинок. После завершения карьеры Рита Штрайх с 1974 года была профессором в Музыкальной академии в Вене, преподавала в музыкальной школе в Эссене, давала мастер-классы, возглавляла Центр развития лирического искусства в Ницце. Рита Штрайх умерла 20 марта 1987 года в Вене и похоронена на старом городском кладбище рядом с отцом Бруно Штрайх и матерью Верой Алексеевой.    

Лучшие оперные театры

Сиднейский оперный театр Сиднейский оперный театр (англ. Sydney Opera House) — одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии, Сиднея, и одной из главных достопримечательностей Австралии — Парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры и с 1973 года является наряду с мостом Харбор-Бридж визитной карточкой Сиднея. Сиднейский Оперный Театр был открыт 20 октября 1973 года королевой Англии Елизаветой II. Сиднейский оперный театр находится в сиднейской гавани, на Беннелонг Пойнт. Это место получило такое название по имени австралийского аборигена, друга первого губернатора колонии. Трудно представить себе Сидней без Оперы, однако до 1958 года на ее месте находилось обычное трамвайное депо (до здания оперы там располагался форт, а затем трамвайное депо). Архитектором Оперного Театра является датчанин Йорн Утзон. Несмотря на удачность концепции сферических оболочек, решавшей все проблемы строительства, удачно подходя для массового производства, точного изготовления и простоты монтажа, строительство затянулось, в основном из-за внутренней отделки помещений. Планировалось что строительство Оперы займет 4 года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов. Вместо этого, опера строилась целых 14 лет и обошлась в 102 миллиона долларов!
Сиднейский оперный театр - это здание, выполненное в стиле экспрессионизма с радикальным и новаторским дизайном. Здание занимает площадь в 2,2 гектара. Его высота составляет 185 метров, а максимальная ширина 120 метров. Здание весит 161 000 тонн и опирается на 580 свай, опущенных в воду на глубину почти 25 метров от уровня моря. Его блок питания эквивалентен потреблению электричества одного города с населением в 25.000 человек. Электричество распределяется по 645 километрам кабеля. Кровля оперного театра состоит из 2 194 заранее изготовленных секций, её высота 67 метров, а вес более 27 тонн, всю конструкцию удерживают стальные тросы длиной в 350 километров. Кровлю театра образует серия «раковин» из несуществующей бетонной сферы диаметром 492 фута, их обычно называют «скорлупками» или «парусами», хотя это неверно с точки зрения архитектурного определения такой конструкции. Эти скорлупки созданы из сборных, бетонных панелей в форме треугольника, которые опираются на 32 сборные нервюры из того же материала. Все нервюры составляют часть от одного большого круга, что позволило очертаниям крыш иметь одинаковую форму, а всему зданию законченный и гармоничный вид. Вся крыша покрыта 1.056.006 плитками азулежу белого и матово-кремового цветов. Хотя издалека конструкция кажется сделанной исключительно из белой плитки, при разном освещении плитки создают разные цветовые гаммы. Благодаря механическому способу укладывания плитки, вся поверхность кровли получилась идеально гладкой, что было невозможным при ручном покрытии. Все плитки были изготовлены шведской фабрикой Höganäs AB с технологией самоочистки, но, несмотря на это, регулярно проводятся работы по очищению и замене некоторых плиток. Два самых крупных свода из раковин образуют потолок Концертного Зала (англ.Concert Hall) и Театра Оперы (англ. Opera Theater). В других залах потолки образуют группы более маленьких сводов. Ступенчатая структура крыши была очень красива, но создала проблемы высоты внутри здания, т.к полученная высота не обеспечивала должной акустики в залах. Для решения этой проблемы были сделаны отдельные потолки, отражающие звук. В самой маленькой раковине в стороне от главного входа и парадной лестницы находится ресторан Беннелонг (англ. Bennelong). Интерьер здания отделан розовым гранитом, привезённым из региона Тарана (штат Новый Южный Уэльс), деревом и фанерой. За этот проект Утзон получил Притцкеровскую премию, высшую награду в архитектуре, в 2003 году. Награждение сопровождалось словами: "Не существует никаких сомнений, что Сиднейский оперный театр его шедевр. Это одно из больших знаковых зданий 20-го века, образ необычайной красоты, которая стала известна во всем мире - символ не только города, но и всей страны и континента." В Сиднейском оперном театре нашли свой дом четыре ключевые компании в искусстве Австралии - Австралийская опера, Австралийский балет, Сиднейская театральная компания и Сиднейский симфонический оркестр, кроме них еще множество других компаний и театров базируются в Сиднейском оперном театре. Этот театр является одним из самых оживленных центров исполнительского искусства, ежегодно проходят около 1500 выступлений с общей посещаемостью более 1,2 миллиона человек. Он также является одним из самых популярных достопримечательностей Австралии, более семи миллионов туристов посещают его каждый год. В здании Оперного дома три основных зала для выступлений: - Концертный зал, 2679 мест, является домом Сиднейского симфонического оркестра, Он содержит крупнейший в мире действующий механический орган, с более 10.000 труб. -  Оперный театр, 1507 мест, является домом Сиднейской оперы и Австралийского балета. - Драматический театр, 544 места, используется Сиднейской театральной компанией и другими танцевальными и театральными коллективами.   Кроме этих трёх залов Сиднейский оперный театр содержит несколько более мелких залов и студий.
Римский оперный театр Римский оперный театр (Римская опера) (Teatro dell'Opera di Roma) - театр оперы и балета в Риме, Италия. Иногда называют Театр Костанци, в честь создателя Доменико Костанци (1810-1898). Римский оперный театр был построен частным подрядчиком и финансистом Доменико Костанци (1810-1898), архитектором проекта был миланец Акилле Сфондрини (1836-1900). Театр был построен за восемнадцать месяцев и открылся 27 ноября 1880 года постановкой оперы "Семирамида" Джоаккино Россини. Одной из особенностей театра было его близкое соседство с отелем, также принадлежащим Костанци, между отелем и театром проходил подземный ход и постояльцы, в том числе актёры, если не хотели, чтобы их видели на улице, могли по этому ходу инкогнито проходить в театр.
Первоначально театр Костанци с вместимостью более 2200 зрителей имел амфитеатр, три яруса лож, две отдельные галереи. Купол украшали фрески Анибале Бругноли. Семья Костанци самостоятельно управляла театром, сначала сам Доменико, затем его сын Энрико и несмотря на то, что возникало намало финансовых трудностей, театр был одним из ведущих в Италии и провёл много мировых премьер, в том числе "Сельская честь" Пьетро Масканьи и "Тоска" Джакомо Пуччини. В 1907 году театр был приобретён "Международной и национальной театральной компанией", управляющим театра была назначена Эмма Карелл, за четырнадцать лет её управления театр также оставался одним из ведущих в Италии. В нём проходило много мировых, европейских или итальянских премьер опер и балетов, в том числе "Борис Годунов" Мусоргского и балет Стравинского "Жар-птица" в постановке Русского балета Дягилева. В ноябре 1926 года "Театр Костанци" был куплен Римским городским советом. Театр подвергся существенной перестройке по плану архитектора Марчелло Пьячентини: был перестроен фасад, центральный вход перенесен на противоположную сторону, внутри театра был убран амфитеатр и добавлен ещё один ярус, интерьер был украшен новыми лепнинами и декоративными элементами, заменена мебель и подвешена новая великолепная люстра 6 метров в диаметре с 27000 кусочков хрусталя. Театр получил имя "Королевский оперный театр" и вновь открыл свои двери 27 февраля 1928 оперой "Нерон" Арриго Бойто. С 1946 года и по настоящее время театр называется Римский оперный театр. В 1958 году здание было реконструировано и модернизировано еще раз и приобрело свой теперешний облик. Тот же архитектор Марчелло Пьячентини составил проект, затрагивающий изменение фасада, центрального входа и фойе, зал был оборудован кондиционерами и сделан капитальный ремонт. В настоящее время вместимость зала составляет около 1600 мест. Римский оперный театр также имеет свои собственные оперную и балетную труппы и школу классического танца, балет в Риме не менее популярный, чем опера. С 1937 года, в летнее время оперный театр даёт свои представления на открытом воздухе в Термах Каракаллы, на фоне архитектурного памятника античных времён.
Опера Лилля Опера Лилля (Опера де Лилль, Франция), была построена в период с 1907 по 1913 гг. и официально открыта в 1923 году. В 1903 году при пожаре сгорело старое здание лилльского оперного театра. Конкурс на лучший проект нового театра выиграл архитектор Луи-Мари Кордонье, вдохновлённый архитектурой Оперы Гарнье в Париже и итальянских театров. Здание Оперы де Лилль построено в неоклассическом стиле. На фронтоне изображён покровитель искусств Аполлон в окружении муз, скульптуры выполнены Ипполитом Лефевром. Слева от группы находится аллегорическое изображение Музыки работы Амедео Кордонье, а справа – скульптура Эктора Лемэра "Трагедия". Внутренняя лестница выполнена в пышном стиле Людовика XIV. Огромный "итальянский" зал (один из последних построенных во Франции) может принять более 1000 зрителей.
В начале Первой мировой войны, в июле 1914 года, ещё незавершённое здание театра занимают немецкие войска. За четыре года оккупации в театре прошло около ста постановок. После войны здание отреставрировали, "французская премьера" состоялась в нём в 1923 году. В 1998 году состояние театра потребовало аварийного закрытия в середине сезона. Ремонт превратился в амбициозный проект по улучшению функциональных возможностей оперного здания. Реконструкцией занимались архитекторы Патрис Неринк и Пьер-Луи Карлье. Этот проект был завершен в конце 2003 года, а в 2004 году Лилль был объявлен культурной столицы Европы.

Конкурсы вокалистов

Competizione dell’Opera (Оперный конкурс) Международный оперный конкурс «Competizione dell`Opera» За последние 14 лет "Оперный конкурс" (Competizione dell`Opera) стал одним из крупнейших вокальных конкурсов в мире. Это единственный певческий конкурс, чей репертуар включает в себя всё богатство итальянской оперы, от изысканных мелодий старинной музыки до стилистических экспериментов XX века. Конкурс ведёт свою историю с 1996 года, когда профессор Герман Рауэ, в то время президент гамбургской высшей школы музыки и театра, организовал Оперный конкурс “I Cestelli”. Директором конкурса стал Ганс-Йоахим Фрай. Начиная с 2001 года, конкурс проводится в Дрездене, и культурное значение этого события простирается далеко за пределы города на Эльбе на весь музыкальный мир. в 2011 году Россия отмечает год Итальянской культуры, и в рамках международного сотрудничества между Дрезденом и Москвой "Оперный конкурс" открывает новые горизонты: впервые в его истории финальный и полуфинальный туры будут проходить в Москве, в Большом театре, с 12 по 18 сентября 2011, под патронажем Премьер-министра России В.В.Путина. С начала апреля руководители конкурса будут путешествовать по Европе, России, США, Азии и Латинской Америке в поисках выдающихся талантов. Помогать им в этой задаче станут делегации высокопоставленных представителей культуры и бизнеса. Прослушивания будут проводиться в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Мехико, Сантьяго, Буэнос-Айресе, Сеуле, Шанхае и Пекине, а также в ключевых оперных городах мира – Нью-Йорке, Цюрихе и Вене
. В сентябре 2011 года десять финалистов, стоя на одной из красивейших оперных сцен мира, предстанут перед жюри, состоящим из выдающихся оперных режиссёров, певцов, директоров фестивалей, влиятельных представителей музыкальных агентств и мира прессы. молодые и талантливые певцы получат возможность показать себя перед исключительным по своему составу жюри, которое обеспечит им все шансы на успешную международную карьеру. Состав жюри, выгодные специальные призы и концерт финалистов в большом театре делают конкурс уникальным событием на международной вокальной арене. Призы конкурса: Первый приз EUR 10.000 второй приз EUR 6.000 Третий приз EUR 4.000 Приз зрительских симпатий EUR 3.000 Специальные призы: Участники выборочно будут приглашаться для выступления на сцене: - Немецкая опера на Рейне (Дюссельдорф) - Немецкая опера (Берлин) - Большой театр (Москва) - Оперный театр Лисеу (Барселона) - Польская национальная опера (Варшава) - латвийская национальная опера (Рига) - Театр Эрфурта; Международный оперный журналы OPERNWELT и ORPHEUS INTERNАTIONАL дарят каждому лауреату бесплатную годовую подписку. Дрезденский бал предлагает одному лауреату возможность специального продвижения и выступление в качестве «молодой звезды» на ежегодном балу в Дрезденской опере перед многотысячной аудиторией в январе 2012 года. Выступление будет транслироваться по телевидению в прямом эфире. Конкурс открыт для певцов из всех стран, которые учатся, учились или поступили на обучение в музыкальный колледж, консерваторию или иное музыкальное учебное заведение. Певцы, обучавшиеся частным образом, для участия в конкурсе должны представить доказательства своей квалификации. Координаторы конкурса принимают решение о допуске после изучения представленных документов. Лауреаты оперного конкурса «I Cestelli» 1996 или 1998 гг. или одного из Оперных конкурсов 2001-2010 гг. к участию не допускаются. Возрастной ценз: для женщин – дата рождения от 1 января 1980; для мужчин – от 1 января 1978. Конкурс состоит из предварительных прослушиваний, полуфинала и финала. Финал проводится в виде публичного концерта с оркестровым аккомпанементом. Каждый певец обязан пройти прослушивание. Прослушивания проходят в следующих городах: Сеул - 8 марта Сантьяго - 5 апреля Буэнос-Айрес - 7 апреля Мехико - 9 апреля Сан-Франциско - 11 апреля Хьюстон - 13 апреля Барселона - 3 мая Милан - 5 мая Вена - 6 мая Цюрих - 7 мая Варшава - 10 мая Рига - 11 мая Лондон - 17 мая Москва - 19-20 мая Минск - 21-22 мая Киев - 23-24 мая Ереван - 26-27 мая Улан-Удэ - 30 мая Ростов-на-Дону - 4-5 июня Екатеринбург - 6 июня Санкт-Петербург - 26 июня Мюнхен - 4 июля Дрезден - 8 июля Москва - 9 сентября В некоторых городах сроки регистрации устанавливаются отдельно. Если певец по уважительной причине не может принять участие в прослушивании, координаторы конкурса могут разрешить ему принять участие в дополнительном прослушивании, которое будет проводиться в Москве перед полуфиналом. Полуфинал пройдет с 12 по 14 сентября 2011 г. в Большом театре. Финал и гала-концерт - 17 и 18 сентября 2011 г. соответственно. Анкеты-заявки на участие можно присылать по адресу: Competizione dell’Opera Schuetzenplatz 14 01067 Dresden Тел.: +49 0351 205 87 873 Факс: +49 0351 205 87 875 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // Каждый участник должен подготовить наизусть шесть арий на итальянском языке в оригинальной тональности: 1. Четыре арии из списка обязательных. 2. Две арии из любой итальянской оперы по собственному выбору. Все арии должны быть из разных опер. Если выбранные арии отсутствуют в списке обязательных, участник должен приложить нотный текст к анкете на участие. После этого менять выбранные арии нельзя.  
Конкурс Конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля. Конкурс конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля. В рамках Собиновского музыкального фестиваля, проводимого Саратовским театром оперы и балета, проводится Конкурс конкурсов вокалистов. Это уникальное состязание 12-ти молодых (до 35 лет) оперных певцов из России и зарубежья, уже титулованных в различных международных и российских конкурсах. На саратовский международный конкурс молодых лауреатов, быстро ставший популярным и престижным, приезжают участники из Бурятии, Таджикистана, Казахстана, Беларуси, Украины, Литвы, Монголии, Грузии, Армении, Молдавии, Болгарии, Польши, Южной Кореи, Японии, США, из российских регионов.  Если в первом конкурсе 1999 г. отбирались 12 участников из 47 претендентов, а в 2000 г. - из 60, то в 2005 г. анкеты-заявки прислали уже более 100 лауреатов. В конкурсе не имеют права участвовать саратовские певцы, так как в жюри входят саратовские музыканты и педагоги консерватории. О непредвзятости этого жюри можно судить по тому, что певцы, победившие в конкурсе, и в дальнейшем подтверждают свой высокий уровень. Так, победительница конкурса 1999-го Айталина Адамова из Якутии в том же году побеждает на престижном конкурсе в Италии и приглашается в Санкт-Петербург, в Академию Мариинского театра. Победительница конкурса 2000 года молодая певица из Санкт-Петербурга Мария Людько занимает первенство в международном конкурсе «Романсиада». Награжденный специальным призом в Саратове Григорий Осипов становится победителем конкурса в Афинах (Греция). В 2005 году впервые жюри наградило и пианиста-концертмейстера. Юрий Ильинов (Волгоград) получил специальный диплом.
Строгая оценка и своеобразное доброе напутствие саратовского фестиваля помогает молодым артистам обрести удачу и в дальнейшем. Возраст участников: до 35 лет (включительно). Время проведения: май - июнь. Периодичность: один раз в год.  Премии: I-я премия — 100 000 рублей и звание лауреата (премия губернатора). II-я премия — 75 000 рублей и звание лауреата (премия мэра).  III-я премия — 50 000 рублей и звание лауреата (премия спонсора). Жюри вправе присудить по своему усмотрению дополнительно не менее одной и не более трех специальных премий в размере 20 000 рублей каждая.  Контактная информация Саратовский академический театр оперы и балета, Россия, 410012, Саратов, Театральная пл., 1 или Телефон: (8452) 27–79–24 http://www.o perabalet.ru
Международный конкурс имени П.И.Чайковского Международный конкурс имени П.И.Чайковского - международный музыкальный конкурс, один из наиболее масштабных и значимых в мире. Проводится раз в четыре года в России. Дисциплины конкурса: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение (мужчины и женщины). В 2011 году проходит 14 (XIV) конкурс. Дисциплины конкурса: фортепианао для пианистов, скрипачей, виолончелистов в возрасте от 16 до 30 лет и певцов от 19 до 32 лет.  В 2011 году конкурс проходит в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге в период с 14 июня по 2 июля 2011 года (сольное пение с 22 по 29 июня). Дисциплины фортепиано и виолончель в Москве, скрипка и пение в Санкт-Петербурге. Учредителями конкурса являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Председателем конкурса является Валерий Гергиев. В XIV конкурсе впервые будет применена новая система голосования "Гармоничная оценка", призванная обеспечить объективный результат и уменьшить влияние отдельного члена жюри. Ещё одно новшество, введенное с 2011 года, то, что обязательно будут награды за первое место. Международный конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года. Первый состоялся в 1958 году и включал две дисциплины - фортепиано и скрипка. Начиная со второго конкурса, в 1962 году, была добавлена виолончель, в третьем конкурсе в 1966 в программу соревнования включили сольное пение.
Международный конкурс имени П.И.Чайковского уже на протяжении полувека является одним из наиболее масштабных и значимых в мире, во многом определяющим вектор развития музыкального исполнительского искусства. За этот период конкурс завоевал высокий международный авторитет, и рассматривается молодыми музыкантами как высочайшая оценка их исполнительского мастерства. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий в стране. Главная цель музыкального состязания - выявление новых талантов. На протяжении 50 лет конкурс открывал миру имена лучших музыкантов советской и российской исполнительской школы, давал старт яркой карьере многих зарубежных исполнителей. Художественные традиции, заложенные музыкантами старшего поколения, среди которых Д. Шостакович, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Нейгауз, Т. Хренников, Г. Свиридов, дали возможность многим представителям творческой молодежи из разных стран получить правильное направление в дальнейшем совершенствовании своего мастерства, стать звездами мирового музыкального искусства. Среди них - пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, виолончелисты Давид Герингас, Наталия Шаховская, Наталия Гутман, Натаниэль Розен, Антонио Менезес, Марио Брунелло, певцы Елена Образцова, Дебора Войт, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Паата Бурчуладзе и другие. Состав жюри в разное время украшали имена Й. Сигети, Е. Цимбалиста, H. Буланже, Г. Нейгауза, Л. Оборина, Я. Флиера, С. Рихтера, Ю. Листа, М. Марешаля, П. Фурнье, Г. Кассадо, Г. Пятигорского, Д. Лондона, К. Цекки, Д. Шафрана, М. Ростроповича, И. Архиповой, Э. Журдан-Моранж и многих других выдающихся музыкантов из разных стран. Призовой фонд XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского. По результатам конкурса будут вручены 5 премий пианистам, 5 премий скрипачам, 5 премий виолончелистам, 4 премии певцам и 4 премии певицам. А также выступления победителей с Симфоническим оркестром Мариинского театра и Лондонским симфоническим оркестром. - I премия - 20 000 евро и Золотая медаль; - II премия - 15 000 евро и Серебряная медаль; - III премия - 10 000 евро и Бронзовая медаль; - IV премия - 5 000 евро и Диплом; - V премия - 3 000 евро и Диплом; - Гран-при - 10 000 евро дополнительно к сумме I премии. Дополнительные вознаграждения:  - лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во Втором туре - 2 000 евро и Диплом;  - лучшее исполнение специально написанного к Конкурсу произведения во Втором туре - 2 000 евро и Диплом;  - два лучших участника конкурса по каждой специальности, не прошедшие в Третий тур, награждаются дипломами и поощрительной премией в размере 1000 евро. В состав жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (сольное пение) вошли хорошо известные и уважаемые артисты: Ильдар Абдразаков (Россия) Владимир Атлантов (Россия) Тереса Берганса (Испания) Ольга Бородина (Россия) Илеана Котрубаш (Румыния) Ферруччо Фурланетто (Италия) Райна Кабаиванска (Болгария) Елена Образцова (Россия) Рената Скотто (Италия)  

Интересная информация

Самые оперные города мира в сезоне 2009/10 Количество оперных спектаклей по городам в сезоне 2009-10 гг.. Самым оперным городом является Вена. В топ-100 самых оперных городов городов вошли 47 немецких (почти половина), Россия представлена 3-мя городами - Москва (4), Екатеринбург (42) и Новосибирск (96). Санкт-Петербург расположился на 120 месте среди самых оперных городов мира.                     Общее количество оперных спектаклей по городам (самые оперные города)   № п/п Город Страна кол-во спектаклей население (млн.) 1 Вена Австрия 617 2.30 2 Берлин Германия 521 3.44 3 Лондон Великобритания 491 8.28 4 Москва Россия 427 11.55 5 Гамбург Германия 379 1.77 6 Нью-Йорк США 357 18.22 7 Париж Франция 352 2.50 8 Прага Чехия 322 1.25 9 Дрезден Германия 317 0.78 10 Мюнхен Германия 306 1.51 11 Будапешт Венгрия 268 1.72 12 Цюрих Швейцария 259 0.37 13 Стокгольм Швеция 220 1.95 14 Мадрид Испания 215 3.27 15 Франкфурт Германия 211 1.50 16 Сидней Австралия 197 4.50 17 Копенгаген Дания 193 1.18 18 Кёльн Германия 191 1.02 19 Штутгарт Германия 180 0.60 20 Лейпциг Германия 179 0.52                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Самые популярные оперные композиторы За пять прошедших сезонов 2005/6 - 2009/10 было посталены работы более 1005 композиторов. Таблица показывает данные по композиторам и работам, которые были заявлены в программу (не обязательно исполненых). Первые три композитора - Верди, Моцарт и Пуччини заметно превосходят следующих за ними композиторов. Бенджамин Бриттен - единственный композитор в числе первых двадцати самых популярных композиторов, который родился уже в 20-м веке. Самым "старым" композитором в списке является Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759)           Самые популярные (исполняемые) композиторы за 5 последних лет. № п/п Композитор Страна кол-во спектаклей всего опер поставлено 1 Джузеппе Верди Италия  2259 29 2 Вольфганг Амадей Моцарт Австрия 2124 26 3 Джакомо Пуччини Италия 1732 13 4 Рихард Вагнер Германия 920 14 5 Джоаккино Россини Италия 772 40 6 Гаэтано Доницетти Италия 713 31 7 Рихард Штраус Германия 512 15 8 Жорж Бизе Франция 485 7 9 Георг Фридрих Гендель Великобритания 463 56 10 Жак Оффенбах Франция 365 34 11 Иоганн Штраус Австрия 322 10 12 Пётр Ильич Чайковский Россия 322 7 13 Бенджамин Бриттен Великобритания 289 19 14 Франц Легар Венгрия 250 11 15 Энгельберт Xумпердинк Германия 221 3 16 Винченцо Беллини Италия 213 8 17 Леош Яначек Чехия 199 10 18 Шарль Гуно Франция 198 7 19 Жюль Массне Франция 193 14 20 Руджеро Леонкавалло Италия 169 7                         *Точные статистические данные актуальны для Европы и Северной Америки, для других стран цифры могут быть приблизительными.      
Крупнейшие оперные театры мира Крупнейшие оперные театры мира  По количеству мест в зрительных залах, самыми большими оперными театрами мира являются:                   1. Метрополитен Опера , Нью-Йорк - 3800 мест. 2. Лирик опера (Городская опера), Чикаго - 3563 мест. 3. Сан-Карло (Неаполь) - 3285 мест.  4. Опера Сан-Франциско - 3146 мест. 5. Ла Скала, Милан - 2800 мест. 6. Национальный центр исполнительских искусств, Пекин - 2416 мест (оперный зал).  7. Гран Театр Лисео , Барселона - 2292 места. 8. Ковент-Гарден, Лондон - 2268 мест. 9. Большой театр, Москва - 2155 мест. 10. Театр Карло Феличе (Генуя) - 2000 мест.  11. Опера Гарнье (Парижская опера) - 1900 мест. 12. Большой театр, Варшава - 1828 мест (крупнейшая по площади сцена). 13. Новосибирский театр оперы и балета - 1762 места.  14. Ла Монне, Брюссель - 1700 мест. 15. Сиднейская опера - 1550 мест.


Новости оперы

Большой театр вновь берется за постановку "Золотого петушка"

Большой театр вновь берется за постановку самой едкой, горькой, парадоксальной и актуальной оперы Римского-Корсакова, самой несказочной из всех его сказок - сказки о золотом петушке.
Премьерная серия представлений пройдет 19-23 июня с.г.  

 

 

"Золотой петушок" создавался после знаменательных событий русской истории - революции 1905 г. Первые музыкальные эскизы к опере - это была тема Петушка - появились в конце 1906 г., а в следующем году уже была закончена вся партитура. И, конечно, в этой опере не могла не отразиться острая политическая ситуация, которая была в тот момент в стране. Тем более, что сам композитор не был сторонним наблюдателем происходящих событий: он поддержал требования бастующих студентов и сам был уволен из Петербургской консерватории, где преподавал с 1870-х годов.

В основе оперы - одноименная сказка А.С. Пушкина, однако, она была значительно переработана. Либреттист Владимир Бельский иначе расставил акценты, добавил новые сцены, нового персонажа - ключницу Амелфу, развил характеры остальных персонажей, придал сказке более острое политическое и сатирическое звучание - вполне в духе времени, вызвавшего расцвет сатирической публицистики. 



Острота политического высказывания была такова, что цензура не пропустила оперу, воспринимавшуюся как неприкрытую сатиру на самодержавие. И сам автор, не желавший идти на какие-либо уступки, не надеялся когда-нибудь увидеть ее на сцене. Действительно, премьера состоялась только через год после его смерти - 14 сентября 1909 г. Поставлена она была в частной Опере Зимина в Москве. Оформил постановку Иван Билибин - и спектакль получился ярким, но сказочным, абсолютно в духе объединения "Мир искусства", к которому принадлежал художник. 16 ноября того же года опера впервые была показана в Большом театре. И до 1917 г. она шла с изменениями, вызванными цензурными соображениями: все ее персонажи были "понижены в должности".

Если проследить историю постановок этой оперы в Большом (всего их было пять, если считать возобновление 1917 г.), то можно отметить две основные тенденции в ее интерпретации. Либо это была стилизация и эстетизация (как в спектакле Владимира Лосского 1924 г. - эстетском, зрелищном, подчеркнуто театральном, "марионеточном", со сложным пластическим рисунком), либо острая политическая сатира (как в спектакле Николая Смолича 1932 г., где, например,  Боярская дума заседала в бане).

Режиссер-постановщик нынешнего спектакля Кирилл Серебренников решил пойти другим, непроторенным путем.

Кирилл Серебренников: "Это одна из лучших русских опер - динамичная, тонко продуманная, острая, парадоксальная. Здесь просто удивительное сочетание замечательной музыки, умного либретто, хорошего текста и очень интересных персонажей. Опера очень искренняя - сразу понятно, что она последняя. Это очень важное для Римского-Корсакова персональное высказывание. Мне кажется, было бы неправильно вписывать ее исключительно в рамки памфлета. Такой крупный художник, философ просто не мог ограничиться злободневным откликом на современную ему ситуацию в России. Во всех его произведениях очень важно философское начало. Римский-Корсаков - концептуалист, ему нужна программа, теория. Поэтому я уверен, что это не просто некая политическая прокламация и публицистика, это еще и серьезное философское высказывание".

Режиссер, который на этой постановке выступает также в качестве сценографа  и художника по костюмам (совместно с художником и дизайнером Галей Солодовниковой), создавая мир спектакля, прибегает к хорошо узнаваемым, всем понятным знакам.

Кирилл Серебренников: "
Прежде всего, мы убрали всю эту "этническо-билибинскую" составляющую - условную, гротескную. Лубочной картинки в нашем спектакле не будет вовсе. В этом отношении мы разочаруем тех людей, которые ждут от "Золотого петушка" этакого народного "пэчворка" - скоморохов, длинных бород, утрированного русского стиля. Всего этого в спектакле не будет. Мы уходим от очень условного, стилизованного и очень театрального мира в абсолютно достоверную, как в кино, реальность.
В этой опере есть памфлет, есть сатира, но я в первую очередь ориентирован на другие вещи. Меня больше интересует внутренняя жизнь Додона, история последней любви этого царя. Мне кажется, это очень интересно. Речь пойдет о власти и о людях власти. О том, как власть влияет на человека и что с ним происходит при встрече с чудом. Суть нашего спектакля - во взаимоотношениях двух главных персонажей. Он будет не совсем сказкой. Это будет другая, несказочная история … и скорее человеческая, нежели общественно-политическая".

Василий Синайский, музыкальный руководитель - главный дирижер Большого театра и дирижер-постановщик этого спектакля, отвечает на вопросы нашего корреспондента Бориса Мукосея, и для начала отмечает доброе предзнаменование:

- Мы с удивлением обнаружили, что премьера последней постановки "Золотого петушка", осуществленной Евгением Светлановым в 1988 г., точно совпала с днем нашей первой репетиции - 26 мая. Надеюсь, это не случайное совпадение.


Б.М.: "Золотой петушок" давно в репертуаре Большого театра, таким образом, премьерный спектакль придет на смену уже идущей на его сцене постановке этой оперы. Музыканты играют ее уже много лет, большой трудности и новизны она для них не представляет. Зато есть опасность не избежать некоторой "затертости" исполнения. Пришлось ли вам столкнуться с этим в работе?

- "Золотой Петушок" - опера очень красочная, многозначная и достаточно виртуозная. В ней, во-первых, всегда найдется над чем работать. А во-вторых, очень многое можно "перекрашивать". Я очень хорошо знаю интерпретацию Голованова и внимательно изучал запись Светланова - у каждого из них эта опера тоже звучит по-иному. Но я стараюсь предложить музыкантам то, чего они раньше не знали или на что не обращали должного внимания. Я этого никогда не боюсь - все-таки всегда надо иметь свои собственные идеи.

Б.М.: А у исполнителей ваши идеи находят поддержку?

-
Певцы у нас, в основном, молодые, что говорит само за себя. Но не могу не отозваться самым лучшим образом об исполнителе главной партии - Владимире Анатольевиче Маторине, с которым мне уже не раз приходилось работать. С каким невероятным интересом, огнем, рвением относится он к постановке, к этой сложной для него режиссуре! В интерпретации партии Додона я тоже многое переделал, и он шел на это с охотой.

Б.М. "Золотой петушок" допускает самые различные трактовки. Одни видят в этой опере сказку, другие  политическую сатиру, третьи - экскурс в музыкальное будущее ХХ века... Чем интересна она вам как музыканту?

-
Для меня это, в первую очередь, произведение, которое дало сильнейший импульс другим композиторам -  младшим современникам Римского-Корсакова. Представляя, как ее воспринимали его ученики , совсем молодые музыканты - Прокофьев, Шостакович, Стравинский и другие, учившиеся в те годы в Петербургской консерватории, я прежде всего стараюсь подчеркнуть то, что нравилось им. Скажем, у Стравинского есть масса моментов технического плана, взятых от Римского-Корсакова и, прежде всего, от "Петушка": использование арф, струнных, а также интонационная сфера. Все это и еще очень многое роднит "Золотого петушка" и "Петрушку". С другой стороны, мне кажется, что это произведение резко отличается от стиля самого Римского-Корсакова, от его более "привычных" произведений. Любя, зная и с удовольствием исполняя "Шехеразаду", "Садко", "Сказку о царе Салтане", "Царскую невесту", я могу только поразиться, насколько он сам ушел в совсем иные сферы. И то новое, что внес он в эту оперу в отношении музыкального языка, системы использования и модификации лейтмотивов, гармонии, даже шагов к атональности(!), я прежде всего и считаю нужным выделить.

Б.М. Можете ли вы сказать, что уходите от "лубочной сказки", в которую иногда превращают эту оперу?

-
Совершенно определенно! Прежде всего, режиссура Серебренникова, если можно так выразиться, - совсем "из другой оперы". Тот лубочно-красочный спектакль, который долгие годы шел в театре, и тот, что вскоре появится, будут абсолютно не похожи друг на друга.

Б.М. Во всяком случае, детского спектакля уж точно не будет?

-
Да этот спектакль и не может быть предназначен для детей. В этой опере присутствуют такие серьезные идеи, такие фразы и диалоги, что относить ее к "детско-юношескому" репертуару было бы несколько наивно. Не говоря уже о сложнейшей гармонии и оркестровке, восприятие которых для детей все-таки сопряжено с некоторыми трудностями.

Б.М. Полтора года назад, говоря о грядущих планах, вы с интересом отнеслись к идее сотрудничества с Кириллом Серебренниковым. После встречи с ним и с его "непростой" режиссурой, можете ли сказать, что ваши ожидания оправдались?

- Пока говорить о спектакле как об окончательно сложившемся еще рано. Но Кирилл - очень талантливый человек. Я "присматриваюсь" к предлагаемой им концепции, которую уже знал по его рассказам, и все время думаю о том, как ее можно выразить и развить в оркестре. По сравнению с классической постановкой он поменял многие моменты психологического взаимодействия героев, значит, и в оркестре мне надо подстраиваться под него. Но это нетрудно, потому что он постоянно советуется со мной. И все время говорит и думает о музыке.

Б.М. Таким образом, полное взаимопонимание между музыкантом и режиссером достигнуто?

-
 Во всяком случае, у него всегда есть очень большой интерес к тому, что в той или иной сцене звучит в оркестре.

Б.М. В вашем репертуаре преобладает музыка начала ХХ в. - как русская, так и зарубежная. Ощущаете ли вы внутренние связи этой оперы с музыкой Стравинского, Рихарда Штрауса, Малера, Дебюсси?

-
Я действительно очень люблю этих композиторов. С одной стороны, Римский-Корсаков и, скажем, Рихард Штраус, который так замечательно использовал оркестр, - антиподы: музыкальный язык у них абсолютно разный. Но и удивительное мастерство, и умение находить в каждом инструменте что-то необычное - сильная сторона их обоих. Малер говорил: "Я использую инструменты наоборот", то есть в тех регистрах, которые для них непривычны и неожиданны. А когда мы вплотную "приступили" к партитуре Римского-Корсакова, то столкнулись с тем, что и в ней многие вещи музыкантам сыграть очень даже нелегко. Сложная и достаточно виртуозная партитура!

Б.М. Как известно, Римский-Корсаков был довольно консервативных взглядов, не все новое удостаивал признанием, а своей последней оперой немало удивил самых "радикальных" авангардистов…

-
Абсолютно согласен! Во-первых, в опере нет никаких номерных разделений: все идет непрерывно текущим потоком, ситуации меняются… Сколько, например, психологических поворотов в длиннющем первом акте! Я убежден, что в "Золотом петушке" заключено какое-то особое прозрение композитора. Можно вспомнить и о том, что в это время он был очень раздражен, возмущен и обижен. Ему пришлось уйти из консерватории, вместе с ним ушли многие именитые коллеги, он общался с молодежью, но у него не получилось ничего изменить - реакционное направление победило. Думаю, что в связи с этим у него был очень сильный тонус, который в "Золотом петушке" также чувствуется.

Б.М. То есть социально-политическая острота в "Петушке", по вашему мнению, все-таки ощущается довольно сильно?

-
Конечно. Представьте себе, что это значило в то время - критиковать царя в опере! Это само по себе уже было, мягко говоря, необычно. Сегодня мы к таким вещам относимся более хладнокровно. А то, что он на это осмелился, будучи внешне вполне "благоразумным" человеком, даже консерватором, то, что не испугался и, наоборот, настаивал, чтобы все это было в либретто ("Ничего не поменяю!"), говорит о великой силе его духа.

Б.М. Насколько актуальна (а может быть, даже "злободневна") эта опера для сегодняшней публики Большого театра?

-
Безусловно, интерпретировать ее можно очень современно - я говорю это как музыкант. Именно партитура "Золотого петушка" дает настоящий простор для интересной творческой фантазии режиссера. Только нужно уметь это прочитать и создать убедительную концепцию.

Б.М. Значит, в репертуаре появится еще одна "современная опера" в духе "Воццека" или "Войны и мира"?

- Если вдуматься, "Золотой петушок" и эти оперы не так уж и далеки друг от друга. У меня ощущение, что в этом спектакле все будет - на современный манер - достаточно напряженно!

 

Партию Царя Додона исполнят Владимир Маторин и украинский бас Александр Телига, Шемаханской царицы - артистка Молодежной оперной программы Венера Гимадиева и молодая польская певица Александра Кубас, Звездочета - американский тенор Джефф Мартин и солист театра Геликон-опера Михаил Серышев, Воеводы Полкана - Валерий Гильманов и Николай Казанский, Ключницы Амелфы - Ирина Долженко и Татьяна Ерастова. За дирижерский пульт встанет также дирижер Большого театра Михаил Грановский.

 

Источник: Официальный сайт Большого театра - http://www.bolshoi.ru/